Учение «Тянь-Ди-Жэнь» в практике цигуна

Учение «Тянь-Ди-Жэнь» в практике цигуна

Валерий Гунбин 
Врач, тренер цигуна Центра боевых искусств, г.Череповец

Источник - журнал "
Ваша Светлость"

Пояснительная записка
В китайской культуре существует такое выражение: "Здоровье – это первая драгоценность". "Вторая драгоценность – это … здоровье". Следовательно, "третья драгоценность – это тоже здоровье". Будет у человека здоровье, остальное к нему прилагается: богатство, счастье, успех в обществе. Почему? Потому что качество жизни зависит от состояния здоровья.

В молодые годы люди беспечно тратят свою силу, не беспокоясь о последствиях. В зрелом возрасте начинают задумываться: "Откуда приходят незваными гостями болезни, терзающие тело и душу?" А старшее поколение жалеет о растраченном здоровье, уходящих силах и одолевающих недугах.

Пока человек чувствует себя хорошо - это принимается как данность, которой не дорожат и не замечают. А когда здоровье уходит, и болезни становятся хозяевами в нашем организме, начинается активный поиск средств, устраняющих страдание из нашего сознания.

Очень хочется уйти от следствия – каких-то симптомов заболевания (боли, одышки, сердцебиения, душевных мук), являющихся лишь сигналами тревоги от внутренних органов и тканей. Однако это не означает расставания с самой болезнью, так как причины их вызывающие не затрагиваются.

В это время человек бывает настолько втянут в трясину неблагополучия своим образом жизни, социальными обязанностями и внутренними установками на действительность, что освободиться от многочисленных пут и выбраться на волю кажется делом недостижимым. Робкие попытки по само актуализации быстро гасятся. Всё становится на прежнюю колею. И лишь изредка промелькнет мыль: "А хорошо бы …", что часто и остаётся на уровне мысли, без какого-либо оформления в действии. Так по пословице: "Пар уходит в гудок".

Об этом кто-то может задуматься, кто-то пройдёт мимо, а кто-то попробует что-то изменить в своей жизни.

Учение «Тянь-Ди-Жэнь» или «Шан-Чжун-Ся» в практике цигуна

Учение «Тянь-Ди-Жэнь», о единстве и взаимном отклике Неба-Земли-Человека составляет основную концепцию цигуна. Древние рассматривали человека в качестве составной единицы космоса, в котором он имел свое место, связывая Небо и Землю. Ногами стоял на земле, головой уходил в небо. Это единство упоминается в «Ней-цзин»: Небо – решает, Земля – рождает, Человек  - получает. Если не будет решения Неба, то Земля будет в неведении, что ей рождать и создавать, но если она не создает, то, что получит Человек? В «Привязанных словах», часть I, говорится: «На Небе образуются образы, на Земле образуются телесные формы, изменения и метаморфозы становятся видимыми». Отсюда видна последовательность проявления любого явления природы или материальной структуры. Все перечисленные ступени составляют единое целое, и выпадение одной из составляющих ведет к распаду целого. Только единство системы позволяет достичь конечного результата. «Поэтому древние врачи и мастера цигун большое внимание уделяли Небу – комплексному изучению всех факторов, составляющих природную среду человечества. Такое изучение затрагивало множество естественно научных дисциплин, например астрономию, календарь, географию, метеорологические явления  и т.д». «Самая важная область закалки – достижение единства высокой степени между человеком и природой». С одной стороны, человеческая ци подпитывается энергиями окружающей природы. Поэтому «во многих методиках цигун имеются способы восприятия лучших энергий Солнца, Луны, гор и потоков. Все, кто совершают «вскармливание жизни», должны стремиться к возвращению к природе, к наполнению природными энергиями». С другой стороны, «основные закономерности жизнедеятельности объясняются в практике цигуна, согласно естественной информации о жизни человеческого организма и согласно мыслительному методу поверки человеческого небесным, а также используются в ведущей практике закалки. В трактате «Единение Триады» движение первичной ци в теле человека разъясняется с помощью обращения к «подвешенным сияющим образам» – Солнцу, Луне и звездам, а также к годовой цикличности погодных изменений».

Теперь рассмотрим функцию сюе в системе «Шан-Чжун-Ся».

Шан    (верх)
Чжун  (середина)
Ся       (низ)

Тянь  (Небо)
Жэнь (Человек)
Ди      (Земля)

Информация
Энергия
Материя

Дух
Душа
Тело

Природа
Сюе
Организм

     Сюе (пещера, грот, яма в пер. с кит. или БАТ – биологически активные точки) занимают промежуточное положение между природой и организмом. Они являются связующим звеном, улавливающим изменения природных условий и передающим сигналы об этом к органам/тканям для адекватных адаптационных реакций. Это позволяет приспосабливаться человеку к меняющимся условиям внешней среды, сохраняя внутренний гомеостаз, и противостоять неблагоприятным внешним воздействиям, сохраняя здоровье и поддерживая долголетие. Поэтому знание о сюе для практики цигуна также необходимо.

Что такое ЦИГУН?
Само слово «цигун» состоит из 2-х иероглифов – «ци» и «гун».
1.  Что такое ци? 

Общее определение: Природная ци - это энергия/сила, представляющая из себя само движение перемен существующего мира от бесконечно малых величин до бесконечно больших.
В связи с важностью вопроса еще раз упомянем учение о «трёх естественных силах» (сань цай) природы, где Единое подразделяется на Небо (тянь), Землю (ди), Человека (жэнь). Небу соответствует небесная ци (тянь ци), Земле – земная ци (ди ци),  Человеку – человеческая ци (жэнь ци). Они подчиняются правилам, имеют определённые циклы. И если сами правила не подлежат изменениям, то циклы периодически повторяются. Постоянство и изменчивость природных явлений послужило основой для «Книги Перемен»  («И Цзин») 3 тысячи лет назад. Для того, чтобы предсказывать изменения природной ци в окружающем мире и человеке, расчёт производили при помощи «восьми триграмм» (багуа) и составленных из них 64-х гексаграмм. Это позволяло человеку использовать благоприятные изменения и остерегаться опасных перемен.
Каждая из 3-х природных сил обладает определённой властью. Так, во владении небесной ци находится управление сменой времён года, погодой, климатом. Частью небесной ци является ци земная. Изменение ландшафта местности, течение вод, рост растений и многое другое охватывает её влияние. Как небесная, так и земная ци непосредственно воздействуют на ци человеческую, которая является ни чем иным, как огнём самой жизни человека. Все вместе они составляют одно энергетическое поле.

Нарушение равновесия в системе Небо-Земля-Человек, ослабление или усиление одного из компонентов ведут к тому, что для человека становится природной катастрофой, нарушением экологии существования. Цунами, извержение вулкана, падение крупного метеорита, торнадо, землетрясение, кислотные дожди, взрыв атомной бомбы, гибель птиц в мазуте – вот неполный перечень дисбаланса в природе. Поэтому из глубины веков люди собирали сведения о природных силах, познавали Небо и Землю относительно Человека. Учились выстраивать пространство так, чтобы внешняя сила благотворно влияла на судьбу и жилище его. Так появилось искусство фэншуй. Оно использует знание о токах небесной и земной ци для управляемого гармоничного течения человеческой ци в делах каждого дня.

Другим аспектом изучения «трёх естественных сил» стало осознанное взаимодействие внутренней энергетики человека с энергиями Неба и Земли. Это нашло своё отражение в практике цигуна. Он позволяет отрегулировать человеческую ци в соответствии с природными ритмами, способствуя здоровью и долголетию, а также развитию скрытых способностей.

Что же из себя представляет человеческая ци?

Частное определение: "Ци" - это жизненная сила, которую каждый человек получает от родителей (первичная или внутриутробная ци) и в течение жизни постоянно пополняет, извлекая из пищи, воды и воздуха (вторичная или послеродовая ци). Отсюда вытекают взаимосвязи, где внутриутробная ци является движущей силой жизни и хранится в почках, а послеродовая ци является питающей субстанцией, поддерживающей жизнь.

Образно можно сравнить тело человека с лампадой, где искра - первичная ци, получаемая от родителей, становится пламенем огня на фитиле, а лампадное масло и воздух – это вторичная ци, питающая огонь жизни. Чем чище лампадное масло, тем пламя огня с большей вероятностью будет гореть чисто и ясно (человек здоров), а примеси в масле будут давать потрескивание и дымление (болезни). Выполняя цигун мы очищаем вторичную ци (лампадное масло) для питания первичной ци (ясного огня), что подразумевает качественное состояние здоровья. Соответственно и качество жизни человека обусловлено сотрудничеством внутриутробной ци и послеродовой ци, образующих истинную ци для обеспечения жизнедеятельности организма.

2.  Что такое гун?
"Гун" – работа, созвучна со словом «гунфу» - работа над собой, подразумевающая затрату усилий и времени для совершенствования в мастерстве. Если иероглиф «гун» написанный 5-ю чертами перевести как «подвиг», то русский аналог ему будет слово «подвижничество»

Систематическое и последовательное выполнение упражнений цигуна помогает истинной ци в человеческом теле двигаться гармонично, насыщая жизненной силой организм и устраняя препятствия по ходу движения ци. При этом происходит вытеснение болезнетворных факторов (ша), задействуются резервы и пробуждаются скрытые возможности в нашем организме.

Традиционно, из поколения в поколение, знание о цигуне получают при личной передаче от учителя к ученику в течение уже 5 тысяч лет. Научиться по книгам мастерству невозможно. Записи служат лишь вспомогательным материалом того, что можно выразить словами. А основная часть при этом упускается, так как передаётся без слов при общении с учителем во время занятий.

Качество восприятия передаваемого знания зависит от психических особенностей человека и, прежде всего, от открытости его сознания для нового; волевого настроя на регулярное выполнение изо дня в день тех "инструментов" самосовершенствования, которые передаёт учитель. Трудность заключается в том, что первое время многое приходится брать на веру до тех пор, пока не накоплен собственный субъективный опыт, формирующий основы мастерства. Только тогда, когда ежедневными тренировками шлифуется восхождение к мастерству, человек, шедший к своей вершине интуитивно, обретает подлинное знание о цигуне и его возможностях осознанно, через воплощение в практике. 
Так путь цигуна становится простым, естественным и осознанным. А в его основе лежит вера в себя, трудолюбие и настойчивость в достижении результата.

3.  Что такое цигун?
Есть несколько определений, где цигун - это:

  • система психофизических упражнений, направленных на сохранение и укрепление здоровья, вытеснения из организма болезней и продление качества жизни /имеет самостоятельное значение, как часть национальной культуры Китая/;
  • развивающая практика, позволяющая активизировать все функции организма, в том числе и скрытые /это происходит по мере накопления истинной ци, когда восполняется здоровье и, подобно распускающемуся бутону цветка, раскрываются скрытые возможности человека/;
  • искусство, позволяющее осознанно сотрудничать с энергией собственного тела, а через неё и с энергиями окружающего мира.

Таким образом, цигун ("ци" - энергия, сила; "гун" - работа) - работа с энергией, при которой осознанное управление человеческой ци происходит в системе Небо-Земля-Человек.     
Уважение естественных законов природы, движение в соответствии с изменчивостью окружающего мира и собственными биоритмами составляет основу понимания "Дао" (в пер. с кит. "Путь").
Для того, чтобы овладеть внутренней энергетикой используются самые разные приёмы психофизической саморегуляции, объединённые в 2 класса: статический и динамический. Один является продолжением для другого в цикле самосовершенствования.

Цзингун  (статическая работа) - это метод движения в покое. При внешней неподвижности идёт выстраивание внутренней работы (нейгун).
Дунгун (динамическая работа) - это метод покоя в движении. При внутренней собранности идёт выстраивание внешней работы (вайгун).
Процесс управляемого видоизменения жизненной силы "ци" стараются проводить в определённом русле. Так, у даосов была создана технология "выплавления внутренней пилюли". Основная цель на начальном этапе: "воспитание или выхаживание истинной ци". Подобные техники в старину называли "ян шэн фа" - методом взращивания жизни.

Можно выделить 4 компонента практики: раскрепощение, успокоение, собранность, дыхание. Это означает раскрепощение мышц, успокоение чувств, хранение мысли в поле пилюли, налаживание дыхания. Желательно, чтобы в практике они были объединены в единое целое, независимо от того, выполняется ли комплекс в движении или вы медитируете в покое. Когда ученик осваивает формы упражнений и перетекание их из одной в другую, учится управлять вниманием, важна умеренность в нагрузках, естественность в исполнении и тишина внутри.

В отличие от количественных показателей в достижении спортивного результата - прыгать выше, бросать дальше, бегать быстрее, поднимать больше и т.д. - цигун не ставит своей задачей соревнование между соперниками за победу на пределе человеческих возможностей. Прежде всего, это система тренировок, направленная не на внешний результат, а на внутреннее самораскрытие личности.
За время существования цигуна исторически сложилось несколько его направлений:

  • Даосское: взращивание жизненности  человека при взаимодействии с постоянно меняющимися условиями окружающей среды. Зародилось около 5 тысяч лет назад.
  • Буддийское: освобождение от земных страданий при успокоении ума, освобождения от желаний, достижения просветления, преодоления кармы. Основатель буддизма - царевич Сиддхартха Гаутама, V  век до н.э., долина Ганга, Индия. Известен под именем Шакьямуни (отшельник из племени шакьев), Будды (просветлённый высшим знанием).
  • Конфуцианское: уравновешивание ума личности для социального благополучия общества. Основатель - Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), похоронен в г. Цюйфу, провинция Шаньдун.
  • Медицинское: укрепление здоровья, вытеснение болезней, улучшение качества жизни, долголетие.
  • Боевое: развитие и укрепление личной силы для выживания в условиях агрессивной социальной среды, внутренний покой и невозмутимость при любых ситуациях.

В структуре человека работа проводится на 3-х уровнях:

1 - На уровне тела (задействуются ткани, органы, системы жизнеобеспечения организма) через движение (позволяет выстроить тело, согласовать внутрителесную работу);
2 - На уровне души (задействуется физиология и психика человека, в частности эмоции, чувства) через дыхание (гармонизируются ритмы Неба-Земли-Человека для благоприятного течения ци);
3 - На уровне духа (задействуются высшие психические функции личности, такие как ум, воля) через мышление ("Возвращение в самоё себя").
Так, благодаря движению, дыханию и мышлению влияние оказывается на тело, ци, ум. Воздействие на эти составные части организма являются основой практики цигуна, а содержанием - взращивание воспроизводящей, жизненной и духовной энергий: цзин, ци, шэнь. Если мы будем ориентироваться на самого человека как объект для работы по всем трём уровням, то путём осознанной психосоматической саморегуляции мы сможем воздействовать на физиологические процессы, изменять различные формы внутреннего дисбаланса, влиять на болезненные состояния.

Однако бывает и много трудностей. Так часто под видом цигуна занимаются физкультурой, когда останавливаются на слепом копировании движений без сочетания  с дыханием и направляющей силой мысли. Кроме того, забывают работать над духовностью (Дэ), и как манны небесной ждут волшебных результатов. Важен психологический настрой. Пребывание в отрицательных эмоциях (гнева, злобы, зависти, ненависти, ревности), негативных мыслях уводит от успеха и больше говорит о внутренней напряженности в человеке, разрушает организм и мешает совершенствованию в цигуне. Негатив и амбициозность в большей мере разъединяет людей, отнимая силу для роста. Другая крайность - пребывание в эйфоричном состоянии или отсутствие заземлённости, когда человек истощил себя тренировками, оторвался от повседневного быта и живёт в сотканных собственным воображением прекрасных иллюзиях. Тоже далеко от цигуна. Здесь нарушается выстроенность триединства Небо-Человек-Земля. И этот ряд примеров можно продолжать. Трудностей, как и в любом деле, много, и дорогу, как говорят, осилит идущий.

Цели и задачи 

Цель: «взращивание жизненности», «воспитание или выхаживание истинной ци».
В книге «Цигун: история, теория, практика» говорится:
"Цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует плотные (цзан) и полые (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци, успокаивает сердце и дух (шэнь), прочищает каналы цзин и ло (продольные и поперечные), укрепляет здоровье, делает кости более прочными".

Это метод по предупреждению и лечению заболеваний, укрепляющий организм. Объектом для работы выступает собственное тело, ориентируясь на состояние которого, путём сознательной саморегуляции психической и физической деятельности (души и тела), исправляют соответствующие нарушения.

Качество выполнения упражнений цигуна имеет прямое отношение к результатам. Улучшение состояния истинной ци приводит к гармонизации эмоций, физического состояния, сна, аппетита, своевременному удалению продуктов обмена и токсинов из организма, наполненности духовной жизни, уменьшению частоты и выраженности обострений хронических заболеваний.
Работоспособность улучшается за счёт нормализации физиологической активности внутренних органов и согласованности в их работе, укреплении сопротивляемости организма. Немало ослабленных или больных людей путём постепенного наполнения внутренними силами укрепили тело и восстановили здоровье.
Задачи
 - образовательные:
1. Знакомство с традиционной китайской культурой здоровья и долголетия;
2. Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию.
     - развивающие:
1. Освоение комплекса упражнений как исходного инструмента по самосовершенствованию сознания;
2. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения в зависимости от исходного уровня здоровья.
     - вспомогательные:
1. Изменение отношения к своему здоровью, как показателю качества жизни;
2. Воспитание волевого настроя на регулярность тренировок;
3. Формирование самодисциплины, настойчивости, трудолюбия, усердия как компонентов духовного развития личности.
     - технологические (начального уровня):
1. Активация энергии нижнего даньтяня, собирание ци;
2. Восстановление проходимости меридианов, пробивание «застав»;
3. Возгонка/преобразование воспроизводящей силы (цзин) в жизненную силу (ци).

Особенности методики обучения

Для занятий цигуном кроме желания важен психологический настрой. Он предполагает укрепление вашей веры в себя, в свои силы, в правильность выбранного пути. Нерешительность, сомнения - это препятствия на пути к цели. Укрепление здоровья, совершенствование в мастерстве, поскольку цигун является одним из видов гунфу, требует постоянной самоотдачи и выполнения определённых условий для успешной практики. Обретая навыки выполнения упражнений, проходит какое-то время и из окрепшего тела начинают уходить болезни. Чтобы закреплять результаты нужно выработать привычку к систематическому и последовательному выполнению комплекса форм.
Занятия можно подразделить на самостоятельные, индивидуальные и групповые.
На групповых занятиях направляют мышление на занятия, создают единое "информационно-энергетическое поле", осваивают новый материал, стимулируют друг друга в продвижении к результатам, быстрее нарабатывают необходимую базу, обмениваются опытом.

На индивидуальных занятиях инструктор занимается с одним человеком, передавая более углублённо и соответственно его возможностям знания.
Самостоятельная работа предполагает закрепление и отработку навыков, совершенствование в мастерстве, открытие в ощущениях внутреннего учителя.

Условия для занятий:
Лучше всего заниматься в спокойной обстановке, когда вас не будут беспокоить и отвлекать от тренировки. Сосредоточенность на внутреннем и отрешённость от внешнего помогает войти в состояние покоя и собранности. Все внешние и внутренние факторы, отвлекающие внимание от цигуна следует устранить, освободить ум от повседневных забот, сохранять самообладание в мыслях, эмоциях, поступках.
- Телевизор, книги, театр, компьютер, дискотеки, концерты, спорт, обсуждение дел и др.: завершить за 1 час до занятий. Эмоциональная насыщенность, физическая утомляемость, нервная перегруженность заставляют блуждать ум. Он скачет подобно беспокойной обезьяне, не знающей где выбрать место для остановки. 
- Место: в зимнее время и ненастную погоду - сухое, тёплое помещение, без ярких источников света. Наиболее предпочтительно на природе (в лесу, в горах, на море), в местах силы (у храмов, монастырей, природных образований и т.д.). Многие отправляются путешествовать по стране или зарубеж, чтобы окунуться в необычную для себя атмосферу. В самом простом случае, вы можете выбрать наиболее приятный уголок вашего дома, сада, рощи, и практиковать там. Не должно быть ветренно, холодно.
Телефоны домашние, сотовые: отключить. Источники шума рассеивают внимание.
Дети: своевременно позаботиться о досуге. Это же относится к другим членам семьи, если вы практикуете дома.
- Одежда: свободная, удобная, из естественных тканей - хлопок, лён, шёлк. Должна помогать сохранять тепло и оберегать от ветра, соответствовать сезону и погоде при занятиях на открытом воздухе, без излишнего давления на тело. У женщин бюстгальтер не должен перетягивать грудную клетку. У мужчин ремень не должен стягивать талию. Пуговицы на манжетах и у воротника рубашки расстёгнуты.
- Обувь: удобная, на плоской подошве. Ногам должно быть тепло. Можно в носках или на босу ногу.
- Украшения: отсутствуют. Следует снять перед занятиями цепочки, кольца, часы, освободив шею, пальцы, запястья от посторонних предметов.
- Запахи: желательно нейтральные, приятные.
- Музыка: спокойная, умиротворяющая, помогающая настроиться на занятие, облегчающая задачу "прийти душе в свой храм". Естественные природные звуки.
- Пища: пусть пройдёт 30-60 минут до или после тренировки. Переполненный желудок и чувство голода одинаково отвлекают от занятия.
- Туалет: опорожните мочевой пузырь и кишечник заранее, минут за 15-30 до тренировки, чтобы не бежать туда поспешно после занятия, когда ци усваивается.
- Алкогольные напитки, табак, наркотики и другие психоактивные вещества, затуманивающие сознание, следует исключить.
- Секс: излишнее половое возбуждение нежелательно.

Методическая работа может включать около 6 пунктов:

  • Суставная гимнастика (подготовительная работа).
  • Цигун (ускоряет движение ци).
  • Дренаж меридианов - похлопывание, массаж (улучшение проходимости  меридианов, 

      выведение продуктов обмена в кровь)

  • Медитация (успокоение ума, усвоение ци).

5.   Чаепитие (освобождение организма от балластных веществ, время для неформального общения).
6.   Ответы на вопросы.

Введение в цигун следует делать постепенно, руководствуясь следующими принципами:
"От простого - к сложному", "От поверхностного - к глубокому", "От общего - к частному".
Поначалу из комплекса отрабатываются 2-4 более простые для восприятия формы, с постепенным     усложнением по двигательному исполнению новых упражнений. Работа идет в большей мере на уровне тела. От нескольких движений до комплекса может пройти от полугода до года в зависимости от поставленных инструктором цигуна задач и возможностей учеников.
Для чего это нужно?

У новичков в этой практике сознание первоначально охватывается суетой, они дезориентированы отсутствием привычных опор и, прежде всего, потому, что знания здесь обретаются в иной системе координат – от мышления важно переключиться на ощущения. Человек может испытать состояние стресса. Поэтому введение в это искусство должно быть постепенным, мягким, без излишнего усердия. Достаточно повторения комплекса упражнения 1-2 раза в день. Чрезмерность неподготовленного человека в упражнениях может обернуться обратной стороной от ожидаемого результата. Слишком сильная нагрузка может вызвать ослабление иммунитета, расстройство регулирующих внутренние процессы систем организма и вызвать серьёзное обострение хронических заболеваний. Прежде всего, это связано с предвосхищением успеха, погоней за быстрыми результатами, игнорированием «подводных камней» практики, когда разогнанная ци вымывает из отягощённых болезнями внутренних органов много токсинов, продуктов обмена. Этого допускать не следует. Важно, чтобы патогенная энергия (ша) не билась в организме, нанося урон телу и духу, а выходила постепенно, естественно, малыми дозами, по мере её выпроваживания как незваного гостя. Тогда человек и начинает становиться хозяином в собственном доме, обретая самого себя. Конечно, чаще всего ситуация более простая – ученики занимаются от случая к случаю и ожидают как «манны небесной» волшебного исцеления. Здесь только можно сказать, что «без труда и рыбку не вытащишь из пруда». Хочется укрепить здоровье  - поработай над собой.
Мягкое введение в цигун позволяет приобрести хорошее самочувствие, улучшить настроение, а также способствует постепенному устранению застойных явлений, очищению от токсинов, продуктов обмена и восстановлению полноценной работы внутренних органов. Обострения хронических заболеваний при мягком введении в цигун, если и происходят, то практически незаметно для самочувствия человека.

Как следует заниматься?
Ежедневно, без перерывов в практике. Желательно в одно и то же время. Без перегрузок. Важно чтобы благоприятные изменения происходили в организме естественно и успевали закрепиться. Начинают с малого, постепенно наращивая нагрузки.

В какое время лучше заниматься?
Ежедневная практика в удобное время: с 5-ти утра до 19 вечера. Особенно полезно практиковать:

  • Утром: с 5 до 7 часов (время максимальной активности канала толстой кишки);
  • Днём: с 11 до 13 часов (время максимальной активности канала сердца);
  • Вечером: с 17 до 19 часов (время максимальной активности канала почек).

Это время в течение первых 3-х лет занятий. Через 3 года допускаются занятия ночью: с 23 до 1 часа (время максимальной активности канала желчного пузыря).

Как выбрать направление в пространстве?
Первый вариант: с утра занимаемся лицом на восток, в полдень - на юг, вечером - на запад, и через 3 года - на север ночью. По ходу движения солнца.
Второй вариант: с 24 до 12 часов - лицом на восток, с 12 до 24 часов - лицом на юг, исключая запад (ци убывает на заходящее солнце) и север.

Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Всего

Теор.

Практ.

1.   Лекторий

 

 

 

2.   Комплекс «Инь-ян» (оздоровительный)

 

 

 

3.   Комплекс «8 чудесных сосудов»

 

 

 

4.   Комплекс «Суставной цигун»

 

 

 

5.   Комплекс «Янцзы ян шен»

 

 

 

6.   Комплекс «18 форм»

 

 

 

7.   Комплекс «28 форм» / «А ши ба ши»

 

 

 

8.   Комплекс «Сы мэнь ци син»

 

 

 

9.   Комплекс «Веер тайцзы»

 

 

 

10. Медитации.

 

 

 

Итого

 

 

 

Время на теорию и практику определяется тренером индивидуально.

Содержание тем программы:
1. Лекторий.
Учение «Инь-ян», «У-син», «Цзан-фу», «Цзин-ло», «Цзы у лю чжу», «Тянь-ди-жэнь» и др.
2-9. Комплексы разных форм цигуна.
Внешняя форма выбранного комплекса изучается в течение года. Основная работа называется «фансунгун» (раскрепощение тела) в сочетании с брюшным дыханием (постепенно переходят от прямого) и хранением мысли в нижнем даньтяне.
10. Медитации.
Форма и содержание определяется тренером.

Контроль и отслеживание результативности
     Контроль за успехами занимающихся проводится каждую тренировку:
- во время выполнения комплекса – самостоятельно учеником;
- после занятия – тренером.
     Отслеживание результатов осуществляется в ходе:
- наблюдения за учениками;
- бесед тренера (групповых и индивидуальных);
- тестирования.

Табл. № 1.     Характеристика степени напряженности сознания:

 

Показатели

Высокая

Низкая

Отсутствует

 

Д
у
х

Мышление
(пустотность)

Суета, беспорядочность мыслей.
Думы дальние (о доме, работе)

Мысли то возникают, то исчезают.
Думы близкие («здесь и теперь»)

Голова свободна от мыслей

Вхож-
де-
ние

в

из-
ме-
нен-
ное

сос-
то-
яние

со-
зна-
ния

Д
у
ш
а

Эмоции
(покой)

Эйфория
Амбициозность
Раздражительность
Нервозность
Недовольство

Успокоение
Доброжелательность

«Тихая радость»

Дыхание
(равномерность)

Задерживается,
прерывается

Выравнивается, согласовано с движениями

«Кажется, есть – кажется, нет»

Т
е
л
о

Движение
(ощущения)

Дрожание
Усталость
Боли
Зуд
Тяжесть

Тепло
Холод
«Мурашки»
Онемение
Покалывание и др.

Пластичность
Лёгкость
«Плывун»

 

Баллы

4                          3

2                                1

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты заносятся в диагностическую карту.

Ожидаемые результаты обучения             

  • Мысль – посол ци: куда направляется мысль, туда следует ци.
  • Дух сердца (синь шэнь) успокаивается, то есть душевное состояние уравновешивается.
  • Дыхание по принципу «наматывания шёлковой нити»  – равномерное, без ускорения и убыстрения.
  • Выстроенность тела: опущенные плечи – включают верх, опущенный таз при прямой пояснице – включает низ, соединение верха и низа / права и лева – дает  цельность движения.
  • Осознание цельности человека: «Движется одно – движется всё».

Список источников:

  • Богачихин М.М. «Краткий китайско-русский русско-китайский толковый ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ», изд. 2-е, Москва, 1994 год.
  • Григорьев А.В. «Лечебные точки четырнадцати каналов. Топография, функциональные характеристики и показания к применению». – Челябинск, «Тигрик», ~ 1990 г.
  • Ма Цзижень, М.М.Богачихин «Цигун: история, теория, практика». – М: ИД «София», 2003 г.
  • Мантэк Чиа «Трансформация стресса в жизненную энергию». Пер. с англ. – К.: «София», 2000 г.
  • Сюи Минтан, Тамара Мартынова "Чжун Юань цигун. Книга для чтения и практики. I ступень."

      Третье издание. - К.: "София"; СП ООО "Да-Ю", 2004 г.  (Серия "Войди в свой мир")

  •  
    • У Цзин, Вань Юншэн «Сто ответов на вопросы о «Чжоу и». («Чжоу и», китайская медицина и цигун). – Киев, «Ника-Центр», 2001 г.
    • ж. «Гунфу» №2 за 2002 год, ст. «Что такое гунфу? Разговор о понятиях».
    • Ян Цзюньмин «Корни китайского цигун. Секреты успешной практики», Москва, ИД «София», 2004 год


«Центр изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря DAMO.RU»   -