БУДДИЙСКАЯ СВЯТЫНЯ КИТАЯ

Хуан Ливэй / Журнал «Китай» июнь 2006г./

22 марта президент России В. Путин посетил монастырь Шаолинь, который существует более 1500 лет. Благодаря этому визиту древний монастырь вновь привлек внимание СМИ. Шаолинь прославился как родина школы уникального вида китайского боевого искусства ушу, до сих пор в Китае существует множество легенд о непревзойденном мастерстве последователей шаолиньского кунфу. Однако Шаолинь известен не только как колыбель боевых искусств, но и святыня чань-буддизма Китая.
Буддизм появился в Китае в эпоху Южных и Северных династий (420-589 гг.). В 495 году индийский монах Бато приехал в Китай и снискал уважение императора Сяовэня династии Северная Вэй. Император приказал построить на горе Суншань монастырь и подарил его буддийскому монаху. Это и был Шаолиньсы.

По преданию место для строительства монастыря выбрал сам Бато. Дело в том, что форма горы Суншань напоминает лотос, который, как известно, в буддизме имеет особенное значение. Монастырь Шаолинь стал форпостом новой религии, благодаря усилиям Бато, она быстро распространилась в Китае, а Шаолинь стал буддийской святыней. 30 лет спустя другой индийский учитель приехал сюда, и вновь слава монастыря Шаолинь засияла в Поднебесной.

Этого индийского монаха звали Бодхидхарма (в китайской транскрипции - Путидамо, сокр. Дамо). В чань-буддизме он традиционно считается 28-м буддийским патриархом, основателем школы чань и знаменитого шаолиньского ушу. По преданию, в 520 году (по другим версиям, в 527 году) морским путем он прибыл в Гуанчжоу, откуда отправился в Лоян, где какое-то время он проповедовал, затем ушел в монастырь Шаолинь. Там он провел девять лет, «непрерывно созерцая каменную стену», в сидячей медитации, поэтому современники прозвали его «брахманом, созерцающим стену». По преданию, в монастыре сохранился волшебный камень с силуэтом Дамо - результат действия тени, падавшей на камень во время его девятилетней практики.

Есть и другая легенда. При возвращении на родину посланник династии Северная Вэй Сун Юнь, не знавший, что в то время Дамо уже умер, встретился с патриархом. Сун Юнь и увидел, что Дамо шел на запад и в руке держал туфлю. Сун Юнь спросил просветленного: «Куда Вы идете?» Дамо ответил: «На тот свет». Позже Сун Юнь рассказал об этом императору. Император удивился и приказал открыть гроб Дамо. И  действительно, в гробу осталась только одна туфля.

В отличие от других буддийских монастырей Китая, испокон веку Шаолинь не только уделяет серьезное внимание развитию учения, но и придает весьма большое значение участию в светской деятельности. В этом смысле история о спасении монахами танского императора Ли Шиминя - типичный пример.

После образования династии Тан (618-907 гг.) в стране все еще существовали раздробленность и междуусобицы. Во время похода против Ван Шичуна император Ли Шиминь и его войска были окружены. Ли Шиминь отправил послание в Шаолинь с просьбой о помощи. 13 монахов во главе с Таньцзуном без промедления отправились в путь и спасли императора. С помощью монахов-воинов Ли Шиминь разбил  превосходящего по численности врага, и Ван Шичуну пришлось покориться императору. Позже Таньцзун был награжден должностью генерала, другие же 12 монахов пожелали остаться в монастыре, и император подарил им дорогие рясы. Благодаря вниманию и поддержке императора, монастырь Шаолинь получил много денег и поля площадью в 40 га. С разрешения императора в Шаолине даже были разрешены определенные исключения из буддийской аскезы: монахи-воины могли не только брать в руки оружие, совершенствуя боевое мастерство ушу, но и есть мясо для укрепления здоровья.

В XIV веке монастырь Шаолинь достиг расцвета. В то время японские пираты непрерывно совершали налеты на приморские районы Китая. Тогда более 40 монахов организовали отряд, который отправился в Сунцзян. В борьбе с пиратами они отлично показали себя, но однажды все-таки попали в засаду и в жестоком бою все погибли. И сегодня вы можете прочитать об этом событии на одной из каменных стел в монастыре.

Подобные истории о Шаолине часто встречаются в  исторических хрониках Китая. В Древнем Китае монахи этого монастыря не только активно участвовали в патриотическом движении за спасение Родины, воздействуя и на политику, и на военное дело, но и оказывали большую помощь слабым и обездоленным, обыкновенным людям, благодаря чему в смутное время число поклонников буддизма значительно увеличивалось.

За полторы тысячи лет Шаолинь пережил многое. Так, в 1928 году монастырь почти полностью был уничтожен пожаром, который продолжался 45 дней. Многие павильоны, пагоды, беседки, а самое главное - буддийские книги - сгорели дотла. Но, как мифическая птица феникс, Шаолинь каждый раз возрождался из пепла, доказывая торжество вечной идеи гармонии духа и тела.
И в современной истории Шаолинь остается могучей вершиной: тому доказательством внимание на высшем уровне. В 1979 году официально признано самоуправление монастыря. Монахи могут возделывать землю площадью в 20 му (мера площади, равная 1/15 гектара) и получать доходы от продажи экскурсионных билетов. С выходом на экраны в 1982 году фильма «Монастырь Шаолинь» он приобрел всемирную известность, зарегистрирована собственная марка.

И Шаолинь как бы уже независим от того реального места, где расположен сам монастырь. Существует чаньская загадка: где находится монастырь Шаолинь? Он находится там, где ты есть.