8-909-939-92-28


О направлении Мусо Дзикидэн Эйсин Рю

Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Musō Jikiden Eishin ryu, 無双直伝英信流 или 無雙直傳英信流)(1550–1927)

Иайдо (居合道) — это искусство мгновенного извлечения меча с одновременным нанесением удара и фехтования им. Иайдо является одним из традиционных японских боевых искусств, о котором существует, пожалуй, больше всего недопонимания. Одни видят в нем архаичную и довольно непонятную систему фехтования, другие — чуть ли не ходячую медитацию. И те, и другие и правы, и не правы одновременно.

Исторически роль предшественника иайдо, иайдзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.

Искусство меча, каким мы их знаем сегодня, началось, вероятно, с Иидзаса Тёисай Иэнао (飯篠長威斎家直, 1387—1488), основателя Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю (天真正伝香取神道流). Эта школа включает в себя владение многими видами оружия, от меча и палки до копья и метательных ножей. Часть программы обучения заключалась в быстром извлечении и немедленном использовании меча, как для самообороны, так и для упреждающего удара. Однако, как самостоятельное, независимое от кэндзюцу искусство иай сложилось благодаря Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигэнобу (林崎甚助重信, 1542 – 1621), жившему в конце периода междоусобных войн Сэнгоку дзидай (戦国時代, «Эпоха воюющих провинций») и начале мирного периода Токугава (徳川幕府, Токугава бакуфу). Созданные им техники быстрого выхватывания меча оказались настолько популярны, что многие приходили к нему учиться и его по праву называют основоположником иайдо. Считается, что Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигэнобу как и Иидзаса Тёисай Иэнао, получил божественное вдохновение, которое привело его к разработке собственного стиля, названного Мусо Синдэн Дзюсин рю батто дзюцу (夢想神伝重信流 抜刀術, Musō Shinden Jushin ryu batto jutsu). «Батто» (抜刀) значило просто выхватывание меча. Отличительной особенностью общей для обоих стилей, как и многих других школ меча которые концентрировались на моменте извлечения меча из ножен, было то, что искусство практиковалось исключительно в форме ката.

Один из стилей, который восходит к Хаясидзаки, хотя и дополнялся новыми разделами, долгое время просуществовал в провинции Тоса на острове Сикоку, но в начале 20-го века стал известен и за ее пределами. Оэ Масамичи (Сикей) (大江正路, Oe Masamichi Shikei. 1852-1927) и Накаяма Хакудо (中山博道, Nakayama Hakudo 11 февраля 1869 — 14 декабря 1958), мастера двух ветвей Тоса иай и основоположники стилей Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн рю в их современном виде, смогли сохранить интерес к иайдо, когда вся Япония переориентировалась на европейские ценности.

Само слово «иайдо» появилось сравнительно недавно, в 30-х годах 20-го века и было популяризовано знаменитым мастером фехтования Накаяма Хакудо. Исторически же искусство быстрого извлечения меча называлось по-разному, преимущественно с использованием идеограмм 抜 — «бацу/нуку» («извлекать») и 刀 — «то/катана» или 剣 — «кэн/цуруги» (оба означают «меч»).

Технические особенности Мусо Дзикидэн Эйсин рю

Техническая система иайдо позволяет действовать в условиях ситуации, созданной нападающим. Однако, критерии для определения нападающего достаточно растяжимы, что основано на феномене кобо-ити, то есть принципиальной неразделимости нападения и защиты, проявляющихся одновременно в нужный момент, угадываемый мастером иайдо. В отличие от кэндзюцу, технику иайдо отрабатывают в основном в одиночных формальных упражнениях — тандоку рэнсю, обычно начинающихся из положения неготовности к поединку — сидя (имеется в виду положение сидя на коленях), наклонившись вперед или отклонившись назад.

Основу иайдо составляют техники извлечения меча, поэтому все ката (формы) начинаются с мечом в ножнах и представляют собой предустановленные последовательности действий в разных ситуациях. Первым движением почти всегда является извлечение меча, которое переходит либо в режущий удар одной рукой (нукицукэ), либо в парирование (укэнагаси), если это необходимо. За ним следует один или несколько (в зависимости от числа противников в заданной ситуации) режущих или колющих ударов, а завершается ката ритуальным «стряхиванием крови» с клинка (тибури, или тибуруй) и возвратом меча в ножны (ното). В некоторых формах встречаются и более специфические приемы, например, удар рукоятью или поддержка клинка рукой для эффективного укола на близком расстоянии.

Процесс обучения иайдо практически полностью сводится к изучению ката в одиночных или парных формах. На начальном этапе обучение концентрируется на освоении базовых движений (кихон): нукицукэ, вертикальный удар (кириотоси, или кириороси), разные виды тибури и ното, а также их комбинации и исполнение в движении. Практически одновременно начинают изучать и первую ката Маэ, которая не только содержит в себе все основные элементы, но и помогает задействовать нужные группы мышц, не оставляя возможности для проявления многих ошибок. По мере  изучения новых форм фокус постепенно переносится с кихон на ката, а базовые движения продолжают отрабатываться в составе форм.

Несмотря на кажущуюся простоту, Иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее самурайское искусство продолжает жить в эпоху компьютеров и космических ракет. Умение мгновенно сконцентрироваться, мобилизовать все свои возможности для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.

Первоначально, те кто практиковал иай-дзюцу, работали с остро заточенным железным мечом, однако сейчас в школах иайдо в основном используют модель меча — иай-то с не заточенным клинком из мягкого сплава. В частности в тех школах, где есть парная работа, используют хабики — затупленные стальные мечи.

Все традиционные боевые искусства начинаются и заканчиваются с рэй, поклона. В Эйсин рю иайдо есть три главных поклона: поклон стоя в сторону камидза (где находятся традиционные для этого искусства изображения или объекты), поклон сидя другому человеку или учителю, и поклон сидя мечу. Во время поклона меч держится с правой стороны — «безопасная» позиция, означающая, что поскольку в таком положении вынимание меча из ножен будет затруднено, то боец не представляет угрозы. Позиция меча слева — «рабочая» позиция, предполагающая атаку, как и любая другая, при которой меч можно вытащить правой рукой.

Занятия проводит Шелест Денис, сандан (3-й дан) Мусо Дзикиэн Эйсин рю иай хэйхо Сэйтокай.

 

 Окудэн Шихан Шелест Денис Сергеевич 

 

 


 

 

На главную