Предшественники современных монахов Шаолиньского монастыря были монахами-воинами. Во время правления династии Тан, тринадцать монахов Шаолинь спасли жизнь императору Ли Шимину (598-649гг. нашей эры). В знак своей благодарности, император жаловал монахам большие привилегии. Позднее, во времена превления династии Сун, Император Тайцзу (возглавивший династию Сун с 960 до 976) посетил Шаолинь, после чего направил своих воинов в монастырь для изучения Шаолиньского Кунг-фу. Во времена династии Юань, Настоятель Храма - Фуюй был назначен Великим Наставником королевского двора. В этот период Фуюй внёс огромный вклад в развитие шаолиньского кунг-фу. Во времена династии Мин засвидетельствовано самое большое число монахов- воинов проживающих в Монастыре. Так, в этот период в храме проживало одновременно свыше тысячи монахов. Более, чем 500 из них были удостоены чести оказывать сопротивление японским пиратам. При Цинь, королевский двор подозревал храм в заговоре и стремлнеии восстановить правление династии Мин. В этот период, все боевые практики в монастыре попали под запрет, что привело к длительному застою в развитии Кунг-фу. Однако, искусство удалось сохранить, благодаря некоторым монахам, которые практиковали своё искусство в тайне. В эпоху становления Китая республикой, происходит возрождение шаолиньского кунг-фу. Во время посещения Шаолиньского монастыря, президен Чиань Кай-шек был поражен выступлением монахов. В 1987, с целью сохранения и развития культуры шаолиньского ушу, Настоятель Ши Юнсин сформировал команду ушу монастыря Шаолинь. В 1989 команда была переименована в школу монахов шаолиньского кунг-фу. Школа шаолиньского кунг-фу строит своё обучение по примеру исторического образца монахов-воинов Древнего Шаолиня, однако, сегодня кунг-фу понимается, как культурное наследие и целью его преподавания становится сохранение и распространение традиционной культуры, Кун-фу (подлинной культуры Чань и Шаолинь). В настоящее время Шаолинь является хранилищем древних знаний и китайской культуры. Сегодня воспитанники школы Кун-фу Шаолиня выезжают в европейские, азиатские и американские страны, где демонстрируют подлинный дух шаолиньского Кунг-фу.
Во все времена сабля была одним из наиболее распространенных видов оружия. Различные варианты сабель можно встретить у многих народов мира, и в различных видах воинских искусств. В Китае, с развитием шаолиньского кунг-фу и исходя из потребностей реальных военных действий, сабля также стала одним из наиболее популярных видов оружия. Уже в период правления династии Мин, шаолиньская сабля широко использовались на полях сражений. Так, Хэо Рукэнге - глава местной армии в Данфене, изучавший ушу и искусство владения саблей в монастыре Шаолинь, прославился целым рядом удивительных подвигов на поле битвы. Искусство владения шаолиньской саблей предполагает изучение определенного ряда техник. Основными отличительными особенностями при работе с саблей являются: рубящие движения, режущие движения, уколы, секущие движения, блокирующие и толкающие движения. При этом, работая с саблей, нужно следить за тем, чтобы руки, ноги, плечи и оружие работали, как единое целое: лишь тогда придёт мастерство. Народная мудрость гласит: "работа с саблей развивает ваши руки", "работа с парными саблями учит вас правильно перемещаться", и "работая с алебардой вы научитесь контролировать свои движения".
Кунг-фу Монастыря Шаолинь практикуется и передается, главным образом, из уст в уста и в процессе наставлений, которые молодые монахи получают на ежедневных тренировках, в условиях прилежного послушания. В качестве помощника на пути освоения боевых практик, используется незыблемая формула:"Рост мастерства в кунг-фу почти полностью зависит от тех наставлений, что даёт тебе учитель, и от твоей способности проникнуть в суть практики." Кроме того, ежедневные методы Чань-медитаций способствуют развитию и совершенствованию навыков Кунг-фу. Чань учит: "быть здесь и сейчас", - вот суть Буддизма. Шаолиньское кунг-фу, как неотъемлемая часть учения Чань-буддизма, входит в повседневную жизнь монахов. Изучение Кунг-фу в Монастыре Шаолинь, проходит девять ступеней: 1) ознакомление с храмом Шаолинь и Кунг-фу; 2) восхищение духом и идеалом Шаолиньского Кунг-фу; 3) определение цели изучения Шаолиньского Кунг-фу; 4) наличие сильного желания практиковать Кунг-фу и уверенность в достижении истинной цели Кунг-Фу; 5) переход от понимания своих благих намерений в Кунг-фу к реальной практике; 6) понимание истинных целей системы Кунг-фу в рамках культуры; 7) преобразование знаний Кунг-фу в веру Чань, когда в практики боевых искусств включают Чань-медитации; на этой ступени ученик использует своё Кунг-фу, как ворота Дхармы, открывающие путь к истинному пониманию учения Чань; 8) сосредоточение на духовном развитии; на этой ступени необходимо полное погружение и созерцание Чань; практика Кунг-фу становится лишь путём к познанию Буддизма, а не самоцелью; 9) понимание человеческой природы и созерцание сущности Буддизма.