Центр боевых и оздоровительных практик
Шаолиня и Йоги

Статьи

Ушу по-шаолински

Они могут, упершись горлом в острие, согнуть стальное копье, стоять на голове абсолютно неподвижно, будто перевернутая вверх ногами статуя, перерубить дерево ребром ладони, пальцами сорвать с него толстую кору, размолоть гранит в песок без видимых усилий (техника "алмазный палец"). Они могут часами висеть в петле, не задыхаясь ("искусство висельника"); в совершенстве овладев "движением гусеницы", лазать по стене с помощью мышц спины. "Искусством легких шагов" называют они хождение по тончайшим фарфоровым чашечкам... И, конечно, высшее мастерство - стойка на двух пальцах. Такие чудеса демонстрируют скромные и невзрачные на вид китайские монахи, великие Мастера Шаолиня. Они умеют "бить противника его же силой", "сочетать силу с вкрадчивостью", "нападать, обороняясь, и наоборот..." Все это называется ушу. И достичь такого мастерства возможно, лишь посвятив ему всю свою жизнь - с детства до глубокой старости.

Что же такое ушу? Боевое искусство, система воспитания или образ жизни? И то, и другое, и третье. Не все бритоголовые одинаково опасны. Например, лысые шаолиньские монахи считаются признанными борцами за мир во всем мире. Цель ушу - не в убийстве живого и даже не в обороне, а в раскрытии себя и в укреплении духа и тела. В древности ушу называлось иначе: "гун" - работа. Работа над собой. Чтобы стать великим бойцом, надо прежде всего - отучить себя от агрессивного стиля поведения. Истинный Мастер ушу применяет свое умение только для предотвращения насилия. Ушу - для терпеливых. За две недели познать все тайны невозможно. Путь к мастерству долог, и на первых порах занятия ушу вовсе не похожи на боевое искусство. Скорее - на гимнастику. Многим покажется, что это что-то общеукрепляющее и безобидное. Какие-то дыхательные упражнения, плавные движения рук и ног. Со стороны - просто урок физкультуры в младшей школе… Гимнастика монахов Шаолиня возникла во времена, когда не знали огнестрельного оружия и современных спортивных снарядов. Тренажерный зал с успехом заменяла крутая каменная лестница в монастыре, по замшелым ступеням которой монахи перемещались прыжками, чтобы укрепить все мускулы тела. К счастью, не все упражнения гимнастики ушу требуют таких уникальных условий. Вы можете тренироваться дома, в спортзале, у себя во дворе. И даже если не научитесь рубить рукой деревья, то укрепите здоровье, если, конечно, будете следовать правильной методике.

Где же научиться? Как же приобщиться к этой загадочной шаолиньской традиции? В Москве, как в любом крупном городе Европы или США, попадаются объявления о наборе всех желающих в школу ушу. Однако нужна осторожность: ушу - это не спорт, а сложная и порой опасная духовная практика. Начав заниматься ею под неумелым руководством, новичок рискует причинить большой вред прежде всего самому себе, своей психике. Знатоки утверждают, что приобщиться к шаолиньским боевым искусствам можно только на их родине - в Китае. Однако сейчас, когда Старший Наставник Центра "Дамо" (кстати, являющегося официальным представительством монастыря Шаолинь на территории РФ) Рогов Вячеслав  (буддийское имя Ши Янвэй) с 2001 года является личным учеником Настоятеля храма Преподобного Ши Юнсина и каждый год проходит стажировку в монастыре у многих россиян появилась возможность перенимать знания, как в открытом им Центре в Москве на ВВЦ, так и в поездках с ним в Шаолинь. В таких поездках людям действительно открываются уникальные возможности тренировок в храме непосредственно с монахами монастыря, совместные с ними утренние и вечерние молитвы, ночные медитации и даже просто приёмы пищи! Такого обычному туристу не купить ни за какие деньги...

Итак, Китай... Настоящих Мастеров так запросто на улице не встретишь. Попасть в Шаолиньский монастырь легко (достаточно просто купить билет), но это не значит, что монахи тут же начнут обучать вас ушу. Хотя бы потому, что они дают клятву, что передадут Знание только посвященному монаху. И если открывают школу в миру, то обучают только каким-то комплексам упражнений, приемам релаксации, массажу, иглоукалыванию. Получить же методы достижения мастерства можно, только пройдя посвящение. Но ведь не все собираются становиться шаолиньскими монахами...

Сейчас существует масса школ для иностранцев. Правда, эти школы, построенные вокруг монастыря, не имеют на самом деле никакого отношения к Шаолиню - просто туристическая индустрия. Плата за занятия в этих школах - приблизительно $80 в день. Но и за эти деньги истинная традиция не откроется. Монахи держат в строгом секрете не столько технику, сколько методы достижения своего мастерства. Впрочем, и сам монастырь изменился под влиянием новой эпохи: туристы текут туда бесконечным потоком, а потому в Шаолине продается кока-кола и сникерсы. Улыбчивые молодые монахи торгуют в киосках, а в свободное от работы время предаются созерцанию и духовному самоусовершенствованию. Но некоторые из монахов мечтают овладеть мастерством, чтобы поскорее покинуть монастырь и открыть прибыльную школу где-нибудь на Западе. Поэтому и появилось много эксмонахов, порочащих имя Шаолиня. Истинные монахи - единственные хранители вековой мудрости - после утренней молитвы удаляются на половину монастыря, недоступную для посетителей. Вот они могли бы научить многому, но вряд ли расположены общаться с любопытными иностранцами.

А как же сами китайцы обучаются своему ушу? В Китае традиционно много школ ушу. То, что для нас экзотика, для китайцев -будничная практика. Изначально ушу было не боевым искусством, а просто универсальной системой воспитания. В этих школах учили читать и писать, преподавали историю Китая. Попросите современного московского школьника описать снаряжение древнерусского воина. Вряд ли он вспомнит что-нибудь, кроме кольчуги и копья. А вот маленькие китайцы подробнейшим образом могут рассказать, как был вооружен и одет древнекитайский воин. И объяснят смысл каждой детали в его облике. Об этом они узнают от своего Мастера. Мастер, преподающий ушу, должен быть известным и уважаемым человеком. Иначе к нему никто не придет. Если никому не известный тип приедет в Китай и объявит себя великим мастером, откроет свой зал и будет ждать учеников, бедняга разорится в полном одиночестве. Потому что мало просто хорошо уметь драться, надо еще иметь авторитет в духовной сфере. Столь же абсолютно невероятное происшествие для Китая - презентация школы ушу. Потому что процесс передачи Знания очень интимный. Там нет тренировок в нашем понимании: много народу в зале и все кричат. В настоящих школах ушу процесс обучения долгий, и иногда кажется, что ничего не происходит: Мастер может просто побеседовать с вами, не обучая в этот день каким-то приемам, может позвать с собой пройтись по местному рынку или еще куда-нибудь. Но это - тоже обучение, потому что ученик видит, как Мастер идет, как он говорит... Нет речи о том, что ученик будет перенимать его манеру поведения, особенно если ученик - европеец. Он все равно не сможет стать китайцем. Но он воспримет отношение к жизни своего Учителя: "Мастер - тот, кто неуязвим для этого мира". И своим ученикам он передает не приемы, а "истинную традицию". В древности у великих Мастеров было по двести-триста учеников. И сейчас любой человек, пришедший к Мастеру, формально считается учеником. Но лишь в конце своего жизненного пути Мастер объявляет, кому он передает свою школу. Из тех, кто приходил к нему, это могут быть три ученика, а может быть - ни одного. В понимании китайцев эти избранные Мастером и будут считаться его преемниками. А все остальные - просто заходили в дверь зала. Не случайно доказательством того, что человек обучался где-то, служит не диплом, а генеалогическое древо, где показано, кто у кого наследовал традицию. В таком "древе" может быть всего лишь двадцать учеников за десять поколений. И только те, чьи имена упомянуты в этой генеалогии, или их ученики считаются в Китае приобщенными к традиции. Лишь эти посвященные могут открывать свои школы или просто обучать людей. И очень редки случаи, когда кто-то из них выезжает на Запад.

Путь длинною в Жизнь…

От храма к храму, от алтаря к алтарю шел по Суншаньским горам маленький тощий человек - шаолиньский монах. За плечами у него была котомка, а в руке - длинный шест. Этот шест помогал переправляться через ручьи, взбираться по горным тропам. Путь проповедника буддизма часто лежал в безлюдных диких местах, полных хищников и разбойников. Традиция запрещала монахам иметь при себе оружие, однако не надо думать, что оборонялись они "голыми руками". Здесь не обошлось без определенного лукавства: весь вопрос в том, что считать оружием. Посохом нищего монаха, оказывается, легко можно было при необходимости и череп проломить. Когда нужно было постоять за себя, монахи Шаолиня, будучи натурами утонченными, не просто крушили врагам ребра. Возникла целая наука владения этими шестами, которую назвали Гунь-шу - работа с посохом. Шест превращался в искусных руках то в копье, то в щит, то в палицу. Гунь устрашающе вращали над головой, со свистом рассекая воздух, или прятали за спину, чтобы неожиданно выхватить и с "быстротой кобры" нанести удар. История хранит примеры, когда отряд монахов, вооруженных только шестами, обращал в бегство регулярные войска и даже императорскую гвардию, закованную в броню. С формальной точки зрения монашеский посох - шест Гунь - не является ни холодным, ни огнестрельным оружием, но при этом способен стать эффективным средством самообороны. Правда, сегодня его не очень-то возьмешь с собой на переговоры и не положишь на заднее сиденье автомобиля - это вам не теннисная ракетка... Да и чтобы успешно его применить, необходимо долго и упорно тренироваться. Так что не спешите в подмосковный лес рубить юную березку для изготовления шеста Гунь. Русский богатырь, как известно, не отличался излишней щепетильностью в таких вопросах - вырвал дуб с корнем и давай крушить врагов. У китайцев все сложнее. В Шаолиньском монастыре изготовление шеста Гунь - целый ритуал, к тому же не быстрый: сначала цельный ствол молодого дерева очищают от коры, потом вымачивают в специальном растворе (конечно, фирменный секрет), потом сушат, подвесив на конце груз, потом покрывают лаком. Только тогда посох станет легким, прочным и, главное, упругим, что, кстати, отличает его от палки - японского "бо". Шест в ушу считается длинным оружием, а есть еще арцегунь - двойной цеп (нунчаку), парные секиры (шуанцзыу), алебарды, ножи, мечи, клевцы и трезубцы. Эти основные типы оружия, используемые в ушу и сегодня, известны с XIV - XI веков до нашей эры! Клевец - это чекан или боевой топор с узким лезвием и молотковидным обушком. Китайская алебарда (несмотря на французское происхождение этого слова) - холодное оружие, представляющее собой длинное копье, поперек которого прикреплены топорик или секира. И вообще, система оружия в Шаолине - сплошная экзотика для европейца. Есть, например, даже палка Э Ча, названная так по имени чертенка Э Ча. Но все это традиционное оружие. А есть еще тайное оружие, которым у Мастера может стать практически любой предмет, например, палочки для еды или монашеские тапочки, мокрая тряпка, мухобойка. Один из бывалых спецназовцев как-то признался, что боится только ребят, владеющих ушу, которые могут превратить тебя в решето твоей же собственной авторучкой. Однако главное в шаолиньском боевом искусстве - не оружие. Главным остается боевая позиция - шаг лошади, шаг лучника, пустой шаг, вставной, шаг слуги... Важно распределение веса тела на обе ноги - в бою вес должен "перетекать" с ноги на ногу, чтобы обеспечить циркуляцию жизненной силы - ци. Ушу основано на подражании движениям животных. Например, задний прямой удар пяткой применяется в схватке с противником, находящимся сзади. Этот прием так и называется: "Дракон оглядывается назад". Ну и конечно же, ушу немыслимо без дыхательной гимнастики, умения сосредоточить в нужный момент всю физическую и духовную энергию, умения медитировать и самосовершенствоваться, без полного единения с природой и самим собой. Путь длиною в жизнь...

Приходите на занятия в Центр изучения боевых искусств и оздоровительных практик "Дамо"


Новости

2021 ГОД

Все новости