Russian

  English

Для чего нам Цигун?

Ученик Настоятеля Шаолиньского монастыря Преподобного Ши Юнсина Рогов Вячеслав (буддийское имя Ши Янвэй) пишет о целительной силе Цигун.

     Современная медицина считает, что от 50 до 80 процентов заболеваний, в числе которых - рак, болезни лёгких, печени, сердца, гипертония, язвы и т.д., - вызываются психо-эмоциональными расстройствами. У каждого заболевания есть своя внутренняя причина для появления в теле человека. Китайская медицина считает, что внутренние причины заболеваний обычно связаны с семью видами эмоций, их вызывающих: радостью (чрезмерным эмоциональным возбуждением), гневом, горем, чрезмерными раздумьями (то есть желаниями), печалью, страхом и ужасом. Эти эмоциональные проявления тесно связаны с физиологическими реакциями организма. Любая эмоциональная встряска, в результате возбуждения или попытки подавления эмоций, может привести к повреждению внутренних органов и вызвать их заболевание. Например, внезапный гнев может привести к нарушению работы печени, перевозбуждение - расстроить работу сердца, горе и чрезмерные раздумья нарушают функциональную деятельность селезёнки и поджелудочной железы, от печали происходит сбой в работе лёгких, а от ужаса - почек. Все виды стрессов воздействуют в первую очередь на сердце, потому что оно является вместилищем духовного.

Заболевания, вызванные отклонением этих семи видов эмоций от нормы, выражаются, главным образом, в функциональных изменениях. Например, гнев побуждает Ци печени сильнее обычного стремиться кверху, в результате чего происходит расстройство функций селезёнки и желудка. Печаль может привести к истощению Ци и психическим нарушениям, что вызовет заболевания лёгких. Испытавший внезапный ужас подвергается опасности аномального опускания Ци, что ведёт к расстройству деятельности почек и вызывает недержание мочи. Страх может привести к расстройству Ци, взволновать ум и чувства, вызывая тем самым сильное сердцебиение. Чрезмерные волнения и перевозбуждение способны замедлить движение Ци, в результате, возникает отдышка. Кроме того, депрессия может воспрепятствовать функциональной деятельности Ци, и тогда её застой способен вызвать "жар", называемый "синдромом огня из-за расстройства пяти эмоциональных состояний". "Синдром огня" может "сжечь" соки одного из органов и вызвать вспышку астенического жара.

Проявление различных эмоций связано с выделением химических веществ. Когда человек сердится или сильно испуган, выделяется адреналин, возбуждающий симпатические нервы. Это приводит к уменьшению слюноотделения и учащению дыхания и сердцебиения, чтобы обеспечить ускорение тока крови по всему телу. Такова защитная реакция организма. Однако длительное непрерывное состояние гнева или ужаса приводит к хроническому сужению кровеносных сосудов, спазму или даже к склерозу артериол и недостаточному притоку крови. Так возникают язвы желудка, двенадцатиперстной кишки и гипертония.

Появление такого рода заболеваний можно проследить у людей, занимающихся длительное время экстремальными видами спорта, а также подобными им, модными сейчас увлечениями, такими как тарзанка, всевозможные прыжки и другими, вызывающими выделение адреналина.

Анализируя причины заболеваний, можно увидеть, что хронические заболевания тесно связаны с эмоциями и настроением пациентов. Для лечения таких заболеваний, прежде всего, необходимо избавить больных от депрессии, раздражительности и чувства обиды и поместить их в приятную, спокойную и комфортную среду, желательно на природу. Если таковой возможности мы не имеем, необходимо применить практику Цигун-терапии. В том и другом варианте следует помнить о необходимости работы над качествами эгоизма для того, чтобы эти состояния, вызвавшие функциональные изменения организма, больше не проявлялись или, по крайней мере, не были доминирующими.

Теория Цигун-терапии

 

1. Упражнения Цигун с расслаблением и успокоением способны привести кору головного мозга в особое защитное состояние торможения и задействовать её врожденную функцию по регуляции и восстановлению внутренних органов.

2. Посредством регуляции дыхания Цигун гармонизирует функционирование вегетативной нервной системы, что позволяет излечивать заболевания, вызванные её расстройством - гипертонию, нейроциркуляторную дистонию, язву желудка и пр. При дыхательных упражнениях, использующих поднятие, опускание, раскрытие и закрытие (вообще, считается, что Ци имеет четыре направления движения вверх и вниз - по каналам, наружу и внутрь - через Даньтянь) возможно нормализовать эндокринную секрецию, уменьшить количество холестерина и излечить сердечно-сосудистые заболевания.

3. Посредством регулирования деятельности мозга и дыхания Цигун может воздействовать на очаги патологических рефлексов с целью излечения различных хронических заболеваний, среди которых - заболевания сердца, печени, лёгких, селезёнки, нервов, а также рак.

4. Благодаря двойственной природе движения и покоя, упражнения Цигун могут способствовать увеличению выделения желчи и таким образом улучшать функцию пищеварения.

Общим принципом является усиление потока внутренней жизненной энергии Ци при помощи упражнений Цигун. Когда врожденная Ци человека достаточна, он будет защищен от поражения внешними болезнетворными факторами. Достаточная Ци и размеренное кровообращение способны регулировать соотношение Инь и Ян в организме человека, а также усиливать и прочищать поток основной Ци. Как гласят пословицы: "Инь - это то, что прекрасно хранит основу жизненной энергии, а Ян - это то, что охраняет от приходящих снаружи опасностей и защищает тело". "Достаток Инь ведёт к образованию Ян, достаток Ян ведёт к подкреплению Инь". "Когда Ян и Инь уравновешены, сухожилия и сосуды гармоничны; структура костей прочна, а кровь и жизненная энергия свободно циркулируют".

Применяя Цигун-терапию, необходимо проделывать упражнения для тренировки дыхания, используя различные положения тела (позиции) и находясь в состоянии расслабления и покоя. Отрабатывая позиции и дыхание, главное - "содействовать покою при помощи движения", "добиваться движения посредством покоя", "принимать во внимание как движение, так и покой". Когда ум после нескольких упражнений Цигун успокоен, не только исчезают все волнения, но и возникает ощущение покоя и комфорта.

Успокоенный ум является первым условием обеспечения правильного потока внутренней Ци. Это чувство покоя вызывается состоянием глубокого торможения коры головного мозга. Деятельность нейронов коры головного мозга тормозится, что позволяет регулировать деятельность центральной нервной системы и осуществлять лечение. "Содействовать покою при помощи движения" означает привести электрофизиологические характеристики центральной нервной системы в состояние низкочастотной осцилляции. ЭЭГ обычного бодрствующего человека фиксирует много высокочастотных слабо негативных волн с малой синхронизацией. Но ЭЭГ человека, хорошо владеющего Цигун, содержит много позитивных низкочастотных волн, которые синхронны и имеют амплитуду в три разу большую, чем волны обычного человека. Это показывает, что упражнения Цигун способствуют организации электрической активности клеток коры головного мозга и, таким образом, усиливают его функционирование. "Добиваться движения посредством покоя" означает самопогружение в состояние покоя и полного контроля над умом, когда делается несколько движений с тем, чтобы обеспечить ровный поток внутренней жизненной Ци за счёт внешних движений при условии предварительного успокоения ума. То есть, при релаксации, концентрации ума и нисходящем движении внутренней Ци от центра по системе каналов продуцируется самопроизвольная (внутренняя) двигательная сила (иначе говоря, вы заранее задаете себе программу движения, поскольку в процессе выполнения упражнения должно быть как можно меньше контроля ума над телом). Таким образом, движения выполняются "в автоматическом режиме"; при этом ум в основном концентрируется на движении энергии Ци, что и даёт лечебный эффект. Это позволяет самоуправляемой Цигун-терапии за короткое время оказать лечебное действие.

"Привести ум в состояние расслабленности и комфорта" - значит, в терминах Цигун, "отрегулировать" его. Как говорили в древности, регулировать сердце - это значит "отрегулировать неупорядоченный ум и привести его к спокойствию". Нет ничего мистического в достижении успокоения ума. Этого способно достигнуть большинство людей. Описывая медитационное погружение буддийской практики с целью "отрегулировать" ум, можно выделить четыре ступени.

Уподобив себя наблюдателю на берегу реки, свой ум - потоку воды в реке, а мысли - волнам и бурунам на его поверхности, можно видеть, как связано совершенствование с упорядочиванием мыслей. У истока тонкая струйка бьёт ключом, пенистым от обилия хаотичных и неуправляемых мыслей. Далее ручей превращается в горную реку, покрытую волнами и бурунами - это первая, низшая ступень. В среднем течении бурунов нет, но ещё ходят частые волны - это вторая ступень погружения. При впадении в море река течёт широко и плавно, волны одиночны и редки - третья ступень. Когда же река впадает в штилевое море, поверхность которого ровна и безмятежна, - это четвертая ступень, безмыслие, состояние, делающее возможности человека безграничными. Это изложение четырёх ступеней перекликается с медитационными задачами техники Цигун.

Выполняя комплекс Цигун, вы можете чувствовать, что окружающие вас звуки становятся неясными. Их слышно, но очень неотчётливо. Вы можете ощущать собственное дыхание - и выдох, и вдох. Временами вы не думаете ни о чём; временами ваш ум заполняют отвлекающие мысли, но вы можете избавиться от них, как только осознаете. Вас может испугать внезапный звук. Это - предварительное успокоение.

Затем вы ощущаете себя в полусне. Вы перестаёте понимать, где находитесь. Звуки, окружающие вас, кажутся очень далёкими. Вы чувствуете, что ваше тело увеличивается в размерах или сжимается, становится то тяжелее, то легче. Когда ваш ум концентрируется на объекте, находящемся вне тела, вы чувствуете себя так, как если бы путешествовали по Стране Чудес. Когда вы концентрируетесь на частях тела, вы чувствуете раскрытие и закрытие Даньтяней. Это - шаг вперёд в успокоении на основе Цигун-терапии.

В пустоте вы видите образ. Образ пробуждает ваши эмоции. Эмоции помогают вам формировать более яркий образ. Посредством образов вы достигаете пустоты. Это состояние, по выражению легендарного философа Лао-Цзы, "достижения пустоты и поддержания спокойствия". Ещё одно высказывание на ту же тему знаменитого древнекитайского врача Ли Шичжэня: "Когда ум сконцентрирован на внутренних каналах, исполнитель способен глядеть внутрь самого себя". Человек может ощущать каналы, по которым течёт его жизненная энергия. Научившись управлять этими потоками, человек становится способным как самоисцеляться, так и изменять окружающий его мир. Это высшая степень.

"Когда Вы воспринимаете сердцем всё сущее, силы Инь и Ян будут хорошо управляемы, если вдыхать основную Ци и сохранять правильно успокоенный ум, мышцы будут действовать безукоризненно, а жизнь продлится столько, сколько просуществует Земля". Поэтому Цигун-терапия и даёт эффект увеличения продолжительности жизни и способствует предупреждению различных заболеваний.

Не менее интересен взгляд на интересующий нас вопрос у врачевателей Тибета. Основные взгляды врачебной науки Тибета гласят, что как благосостояние человеческого организма, так и расстройство его находится в зависимости от трёх основных причин, которые, в свою очередь, связаны со степенью физического и умственного развития человека:

1. от неумения пользоваться своими страстями;
2. от отсутствия истинной доброты;
3. от нашего незнания вообще и нашего незнакомства с врачебной наукой в частности.

От первой причины - неумения пользоваться своими страстями - возникают расстройства питания органов, тканей и частиц, поддерживающих равновесие жизненной теплоты в организме (т.е. нервной и мышечной систем). Врачи Тибета, изучив большое количество патологических состояний организма, пришли к заключению, что в организме совершается только два основных процесса: усиление или ослабление прирождённой энергии жизненной теплоты.

От второй причины - отсутствия истинной доброты - возникают расстройства питания кровеносной системы с сердцем и печенью во главе. Истинная доброта есть проявление гармонии физического и умственного развития. Все внешние впечатления, получаемые человеком, воспринимаются различно по степени физического и умственного развития субъекта. Люди, у которых вполне гармонично физическое и умственное развитие, способны моментально критически отнестись к внешним впечатлениям даже самого потрясающего свойства, и эти впечатления уже не нарушают восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха (основные термины врачебной науки Тибета), поэтому и не вызывают энергичной деятельности сердца и кровеносных сосудов и не удручают желчетворительной способности печени - первоисточника энергетического проявления деятельности центральной нервной системы. Люди, у которых нет полной гармонии между физическим и умственным развитием, от таких же потрясающих впечатлений теряются и не способны отнестись к ним критически, чем и вызывают в себе различные расстройства питания (болезни), преимущественно кровеносной системы.

В первый момент восприятия впечатлений организмом теряется много тепла, сосуды расширяются, затем сосуды сжимаются, организм ослабевает от потери теплоты и начинается сильное сердцебиение. Из этого ясно, что частое повторение подобных явлений вызывает полное расстройство всей кровеносной системы, в особенности сердца и печени.

От третьей причины возникают расстройства питания слизистых и эпителиальных покровов. Эти расстройства питания происходят от частного или общего охлаждения организма вследствие неприспособленности организма к разнице температур, ветрам, дождю, то есть к суровым климатическим условиям и, наконец, к помещению, одежде, пище и питью разных температур.

Как видно из всего вышеперечисленного, наиболее оптимальным способом устранения причин возникновения болезней может стать применение Цигун-терапии.

Ещё одна важная особенность, подмеченная врачами Тибета: физическое и умственное развитие человека во многом зависит от образа жизни. Развитие ума в ущерб телу и наоборот всегда ведёт к тем ненормальным явлениям, которые принято называть безнравственными. Врачебная наука Тибета учит, что расстройства питания организма, т.е. всевозможные болезни, порой трудноизлечимые, возникают у лиц, ведущих предосудительный образ жизни: у лжецов, клеветников, воров, убийц, завистников, гордецов, честолюбцев, сребролюбцев, обжор и пьяниц, распутников и пр. Все они - плоды расстроенного питания организма и, в свою очередь, способствуют дальнейшему расстройству питания до степени неизлечимости, если не оставят своих пороков.

Проводя анализ работ врачей Тибета, описывающих необходимость совершенствования своего тела, разума, внутреннего и окружающего мира, напрашивается вывод: всё это возможно сделать, используя Цигун-терапию. Конечно, сам по себе Цигун - не панацея от всех бед и несчастий. Это всего лишь хорошая помощь и поддержка на пути развития и совершенствования человеческого существа.

ТВОРИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!