Russian

  English

Возвращение к истокам.

Автор статьи: Председатель Правления Центра "Дамо" Рогов Вячеслав Михайлович.

В точном переводе с английского fitness означает «соответствие». Действительно, фитнес подразумевает соответствие различных спортивных упражнений, занятий и прочих способов улучшения здоровья, корректировки фигуры и общего укрепления организма. Фитнес становится частью жизни для многих наших сограждан. Каждый день появляются фитнес-новинки. Это новые оздоровительные программы, благодаря которым уже никто не отождествляет фитнес-клуб только с шейпингом и тренажёрами.  Особенностью современного оздоровительно-профилактического фитнеса является появление в фитнес-клубах большого количества новых программ и методик, основу для  которых дали знания о боевых искусствах. Выдержка из рекламного материала одного из фитнес-клубов: «После полугода занятий я стал лучше себя чувствовать, как физически, так и морально. Удивительно, но поменялось отношение к жизни. Спортзал для меня – это уже необходимость. На днях встретил знакомого – занимается каким-то экзотическим единоборством, рассказал, как отбился на улице сразу от трёх хулиганов. Вечером посмотрел фильм с Брюсом Ли, впечатляет – захотелось также. 


Расписание занятий восточными единоборствами в нашем Центре:

подробнее  


В фитнес-центре есть зал восточных единоборств, думаю, лишним для меня не будет». Для человека посвятившего свою жизнь овладению одной или несколькими практиками боевых искусств такое преподнесение материала вызовет всего лишь улыбку, но действительность такова, что уже существуют и как показывает практика – пользуются популярностью программы типа: bodycombat  или bodybalance. Тренировки, разработанные на основе техник целого ряда единоборств: каратэ, кикбоксинга, тайчи и таэквондо. Подразумевается, что во время таких занятий будут укрепляться все мышечные группы, интенсивно тренироваться сердечно-сосудистая система, улучшаться баланс, осанка, скоростно-силовые показатели тела и гибкость. Такие программы, как следует из рекламных материалов фитнес-клубов, позволят, занимающимся по ним людям осуществить контроль над дыханием, увеличить концентрацию и гибкость, привести тело, разум и сознание в состояние равновесия и гармонии. Существуют в фитнес-клубах так же занятия, которые в «чистом виде» представляют то или иное боевое искусство: ушу – китайское боевое искусство, основанное на сочетании боевых элементов и оздоровительной гимнастики, капоэйра – афро-бразильский вид боевого искусства, со своей необычной техникой движений, ударов и передвижений в сочетании с ритмами бразильской музыки, айкидо, где техника поединка построена на использовании силы противника и включает огромный арсенал бросков и способов освобождения от захватов, а так же многие другие – каратэ, дзюдо, кикбоксинг, бокс, греко-римская борьба, муай-тай… 


Инструкторы Центра "Дамо" по различным направлениям боевых искусств
подробнее


 

Всё это лишний раз подтверждает, что фитнес сегодня одно из новейших  увлечений человечества. Каждый посетитель клуба сам волен выбрать себе тот график занятий и комплекс упражнений, который для него подходит, воспользовавшись при необходимости советом ведущих тренеров. Единственно, на чём стараются не заострять внимания, специалисты фитнес-индустрии так это то, что в самих единоборствах существуют определённые проблемы, касающиеся системы воспитания, этики поведения и морали адептов боевых искусств. Сами единоборства, это, прежде всего система развития человека. Специфика системы отражается в метафизических целях, способах их достижения и способах обучения. Человек, занимающийся боевыми искусствами, соприкасается с системой философских воззрений, образующих мотивацию к духовному и физическому росту, но всё это возможно тогда, когда такая система в каждой конкретно взятой школе боевых искусств существует. Мастерство человека занимающегося единоборствами, прежде всего, должно оцениваться по степени его развитости в различных направлениях творчества, по наличию этики в поведении и уже в дальнейшем по уровню владения техникой выбранного им боевого искусства. Учитывая специфику работы фитнес-клуба, до клиента доходит знание о боевом искусстве, только лишь в степени овладения им непосредственно техники специальных движений выбранного боевого искусства. На всё остальное просто нет времени.

Выходом в данной ситуации может стать введение в программы, как фитнес-клубов, так и непосредственно занятий, использующих практики единоборств методику преподавания цигун. Сегодня уже не для кого не является спорным утверждением, что боевые искусства своими корнями уходят в практику цигун. 


Практики Цигун в зале и на выездных семинарах в Болгарии, Китае, Индии.


 

Считается, что цигун возник в Китае более 2000 лет назад. Во всех без исключения крупных философских трудах упоминается об энергии ци и отводится ей самое важное место. Древняя китайская культура – это прежде всего культура цигун, которая проявила себя почти во всех областях: в политике, медицине, ушу, астрономии, метеорологии и т.д. Если проводить аналогию с сегодняшним днём, то клиентами фитнес-клубов являются как раз представители самых разных профессий. Древние китайцы считали, что всё в мире создано из ци. Они обнаружили так же, что ци двигается в теле человека по определённому пути и в определённом ритме. Правильное движение ци укрепляет здоровье человека, лечит болезни, продлевает жизнь, развивает способности и ум. Именно такие цели ставит сегодня перед собой и современный фитнес. В современном фитнесе этому способствуют различные тренажёры от силовых, эллиптических, гребных, до виброплатформ. На помощь фитнес-индустрии приходят беспроводные кардио-театры, позволяющие заниматься на тренажёрах, перемещаться по залу и одновременно слушать любимую музыку, пульсометры – измеряющие частоту сердцебиения, единственного измеряемого параметра, фитнес-телефоны, которые помогут подсчитать калории и рассказать, сколько у человека лишнего жира и многие другие чудеса современных технологий. Но где же за всеми этими чудо-помошниками сам человек? Куда деваются его собственные ощущения своего тела? Его просто этому никто не учит! Слушая музыку, как правило, далёкую от состояния умиротворения, человек перестает концентрироваться на слушании своего тела. Прекращая его ощущать, человек теряет способность различения тех качеств, которые проявляет сам в окружающий его мир. Человек – не замкнутая система, как считают некоторые, не капсула, которую необходимо оберегать, а система открытая, тысячами нитей связанная с окружающим миром. Эти нити, их удобно называть каналами, их количество и качество функционирования зависят от самого человека. Он сам открывает эти каналы на взаимодействие с окружающим миром и сам их настраивает. Они функционируют на той энергии, которую имеет в себе человек. Самое интересное, что эти каналы двухсторонние. Как человек по каналу воздействует на мир, так и окружающий мир именно по этому каналу воздействует на него. Формирование разрушительного посыла осуществляется за счёт жизненной силы самого человека, тем самым, ускоряя процесс старения физического тела. В дополнение к вышесказанному, человек открывает и формирует тем самым канал разрушения на самого себя из окружающего его мира. Тем самым, от любого, пожелавшего ему неприятностей, он будет получать по этому открытому им самим каналу энергию на свои собственные неприятности. Необходимо заметить, что этот канал обладает кумулятивным свойством. Чем больше времени между тем, как человек пожелал кому-то неприятности, до прихода аналогичного пожелания ему, тем сильнее воздействие этого пожелания на него. Аналогично функционируют каналы и по всем другим центрам человека. Если человек генерирует в мир только идеи созидания, если все его эмоции основываются на энергиях человеческих качеств нарабатываемых им самим, если в своих действиях он стремится к совершенствованию, то к нему кроме аналогичных состояний, кроме аналогичных энергий, прийти ничего иного из окружающего мира не может. Всё, что с человеком происходит, является его собственным построением. Приходящее от внешнего мира действие очень четко показывает: где у человека, в каком центре существует, и активно функционирует разрушительная часть. Неважно, чего она касается: мыслей, эмоций, желаний или действий. Мастер цигун, стремящийся к совершенствованию, анализирует такую ситуацию, осознаёт: в ответ на какие его собственные мысли, эмоции и поступки, получилась такая реакция мира, и изменяет, пусть постепенно, но изменяет мыслями, энергиями, действиями, свой неправильно функционирующий канал. При работе с каналами необходимо помнить, что одноактное действие не изменяет сразу же способа функционирования канала. Как правило, канал в таком виде функционировал в течение длительного времени и для того, чтобы его исправить, необходима длительная и кропотливая работа. В процессе такой работы не только восстанавливается правильное функционирование канала, но и возвращается потерянная жизненная сила. Следовательно, тренировки должны носить постоянный характер и в специально созданной обстановке.


Залы для занятий в Центре "Дамо" 


Каждое человеческое качество усиливается при помощи соблюдения определённых общих требований, реализации творческого потенциала и специальных физических упражнений. Усиливая созидательные качества, необходимо помнить о наличии в человеческом существе их антиподов и планомерно проводить работу по трансформации данных качеств личности, разрушающих человека. У человека существует три его основных центра, которые необходимо развивать и совершенствовать. Это его интеллектуальный центр, включающий область идей и намерений; центр эмоциональный, его можно назвать центром любви, он делает человека Человеком; и центр силовой, показывающий и характеризующий способность человека к реализации идей в мире. Выделение этих центров весьма условно, но удобно при пояснениях. Ибо все процессы и явления, в том или ином виде, имеют три компоненты: интеллектуальную, эмоциональную и силовую. У физического тела эти центры имеют следующее соответствие: интеллектуальный центр – голова; эмоциональный центр – грудная клетка, сердце; силовой центр – живот.

У человека все три центра должны функционировать гармонично, не опережая и не развивая один из центров в ущерб другому. Причём доминирующим центром, отвечающим именно за человечность и гармонию, является эмоциональный центр. Поскольку всё есть энергия, в том числе идеи, намерение, мысли, эмоции и действия людей, то они формируют, во-первых, самого человека и, во-вторых, окружающий его мир. В каждом современном человеке во всех его трёх центрах, в различных пропорциях присутствуют и человеческое (созидательное) начало, и разрушительная часть. Задача для мастера цигун заключается в том, чтобы научиться контролировать полностью все три центра. Давать возможность развиваться созидательной части, укрепляя себя как человека, и не давать возможности проявиться разрушительной части.

Для занимающихся людей в фитнес-клубах, основным методом по работе над усилением человеческих качеств, должна стать практика цигун.


Занятия Цигун в нашем Центре
подробнее 

 

Поскольку практика цигун представляет собой многогранный процеcc включающий выработку созидательных, волевых качеств, закалку характера и формирование человеческих этических воззрений, то она полезна не только пожилым и больным, но и в еще большей степени юношам и девушкам. Однако, говоря о цигун, нельзя не коснуться понятия «дэ» (категория китайской философии, обозначающая всеобщую первозданную добродетель, мораль). Раньше обучение цигун осуществлялось индивидуально, и моральные качества претендента на обучение являлись при отборе важнейшим критерием, и в ходе дальнейшей подготовки осуществлялось непрерывное воспитание «дэ». Цигун - это не ушу и не единоборство как таковое. Тем не менее многие стили ушу основаны на элементах, заимствованных из «жесткого цигун». Некоторые специфические способности, имеющие боевое применение в различных школах единоборств, также зачастую брались из практики цигун. Поэтому вопросам воспитания «дэ» в ходе изучения цигун уделяется такое большое внимание. Поскольку изучение цигун требует отрешения от посторонних мыслей и самоотречения, то людям ограниченным, вечно всем недовольным и подверженным влиянию разрушительных качеств личности будет нелегко овладеть данным мастерством. Цели цигун не совместимы с обманом и стремлением к славе и к личной выгоде. В Шаолиньском монастыре с древних времен уделялось большое внимание воспитанию «дэ» у практикующих цигун. Конфуцианцы, «боевая школа» и даосы называли занятия цигун «постижением дао» (постижение пути), полагая, что «постижение дао» неотделимо от совершенствования «дэ». Дао и «дэ» тесно связаны друг с другом. Поэтому древние говорили так: «Совершенствование «дэ» без отработки мастерства - пустая трата времени, отработка мастерства - без совершенствования «дэ» неизбежно приведет к встрече с тёмной силой». Высоконравственный человек даже в крайне неблагоприятных условиях негативного воздействия внешней обстановки способен избавиться от посторонних мыслей, сохранить присутствие духа и совершить адекватный поступок, что и будет свидетельствовать о его уровне мастерства.

Когда речь идет о воспитании «дэ» в ходе занятий цигун, то, прежде всего, имеется в виду нравственное поведение в повседневной жизни, а именно: избавление от субъективизма и эгоизма, воспитание благородства. Во-вторых, подразумевается необходимость следования естественному порядку вещей, восприятия жизни как природного явления, что гарантирует ее нормальное течение. А это ли не является основной идеей фитнеса? Что касается основных условий и методов воспитания «дэ», то здесь имеется несколько аспектов, о которых и пойдет речь. Человеческая нравственность основана на человеческих, гуманоидных качествах: чести, достоинстве, искренности, благородстве, смелости, решительности, безжалостности и пр. – и представляет собой совокупность правил, определяющих поведение человеческого существа в соответствии с Божественными Законами Бытия. Главным орудием для достижения поставленной цели являются творчество, созидание и преобразование. Каждый поступок и действие человеческого существа сопровождается усилением его собственной жизненной силы и усилением жизни окружающего его мира. Воспитывать внутреннюю культуру, означает избавляться от дурных манер и наклонностей. Хорошие манеры и наклонности важны как для самого человека, так и для окружающих, поскольку они соответствуют самой природе жизни. В древности это качество называли «высокой добродетелью». Считалось, что оно способствует совершенствованию мастерства. Дурные же манеры и наклонности, независимо от того, приносят они вред только окружающим или самому человеку, идут вразрез с сущностью жизни в природе, в корне противоречат целям цигун. Большую опасность для тех, кто занимается боевыми искусствами, да и людей вообще, представляют негуманоидные качества личности: надменность, высокомерие, своеволие, ненависть, агрессия, зависть, чувство собственной важности, неполноценности, недисциплинированность, излишняя подозрительность, вероломство, лицемерие, двуличие, коварство, подлость и корысть. Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственный дух, изгнав из него все плохое и отрешившись от личных забот, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. Никому из людей недалеких, корыстолюбивых, злых и жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда еще не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. В конце концов, все кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих. Древние говорили: «Гнев, подобно огню, сжигающему лес, губит мастерство и «дэ». Не стоит ступать на путь постижения цигун, поскольку никакое терпение не компенсирует ущерба, нанесенного чувством гнева». Первый этап процесса  включает в себя:

1. изучение эгоистических качеств и состояний, мотивов и желаний;

2. восприятие сути человеческих качеств и состояний, мотивов и желаний;

3. обучение приёмам и способам аннигиляции и трансформации негуманоидных качеств, состояний и желаний и методам усиления человеческих качеств, состояний и желаний;

4. аннигиляцию эгоистических мотивов поведения и формирование человеческой мотивации бытия;

5. аннигиляцию негуманоидных качеств, состояний и желаний и усиление человеческих качеств, состояний и желаний;

6. восприятие и следование человеческой нравственности.

Но самым главным элементом, ключевым звеном в процессе развития человека является его практическая деятельность в конкретных жизненных ситуациях. Поскольку необходимо осуществить практический переход от эгоистической морали к человеческой нравственности и в начале процесса обучения не всегда удаётся действовать в соответствии с человеческой нравственностью из-за отсутствия чёткости в различении человеческих и негуманоидных качеств, то занимающиеся учатся контролировать и анализировать свои действия во всех значимых ежедневных ситуациях, происходящих с ними. Ситуации, в которых не достигнута гармония, подлежат перепросмотру. Перепросмотр включает в себя:

  1. выявление причин, мотивов, желаний и качеств, не позволивших решить ситуацию гармонично;
  2. трансформацию качеств, желаний и мотивов, сделавших ситуацию дисгармоничной;
  3. психоэнергетическую и эмоциональную трансформацию ситуации с достижением её гармоничного разрешения;
  4. физическую реализацию достижения гармонии.

По мере перестройки и набора опыта действий с позиции человеческой нравственности дисгармоничных ситуаций становится всё меньше и меньше. И, наконец, наступает момент, когда человеческое существо ведёт своё бытие, полностью опираясь на человеческую нравственность. К этому моменту у занимающихся людей по методике цигун будут доминировать человеческие мотивы, желания и качества, а эгоистические будут практически все аннигилированы.