Russian

  English

Краткие сведения о школе «Белого журавля».

  В древности известный как «Таоюань», Юнчунь всегда был краем красивых гор и рек, землей, славящейся множеством талантливых людей. Юнчунь – родина стиля «белый журавль», одной из семи крупнейших школ провинции Фуцзянь. Относится к южной разновидности шаолиньского ушу, славится своей древней историей, выдающимися представителями, отточенностью движений, богатой техникой. Благодаря давнему распространению в Китае и странах Юго – Восточной Азии стиль приобрел большую известность за рубежом, став яркой жемчужиной боевых искусств Китая.

   В первые годы маньчжурской династии Цин единственная дочь шаолиньского мастера Фан Чжуна по имени Фан Цинян благодаря многолетним упорным тренировкам в храме Байляньсы, соединив различные позы «белого журавля» с многообразной техникой Шаолиня, создала своеобразную школу «белого журавля», отличающуюся техникой «кажущейся жесткости и кажущейся мягкости». В период правления Канси Фан Цинян с мужем Цзэн Сы, выходцем из Юнчуня, вернулись в родные края и поселились в Гуцхо, за западными воротами Юнчуня, взяв на обучение 28 учеников из кланов У, Ван, Линь, Цай, Лэ, Сюй, Су, Чжоу, Кан, Чжан, Гу, Ли, Бай и прочих, позже ставших известными как «28 молодцов». Цзэн Сы воспитал также одаренных Чжэн Ли, Гу Си, Гу Куя, Лэ Цзе и Ван Дасина, в последствие известных под коллективным именем «первые пять тигров». После 1683г (22-й год правления Канси), когда в Юнчунь приехал знаменитый мастер с Тайваня Бай Цзе, на основе имевшейся школы была создана концепция «комок энергии дает силу», благодаря которой в технике был сделан важный шаг вперед. Обновленная техника была передана новым талантам - Чжэн Чуну, Линь Тяню, Чжэн Паню, Гу Чу и Гу Жуну – позже известным как «вторые пять тигров».

   Благодаря усилиям родоначальников и их учеников шел процесс непрерывного освоения, обобщения и совершенствования. В период правления от Канси до Цяньлуна стиль широко распространился в провинции Фуцзянь и за ее пределами, благодаря чему значительно обогатилась и получила новое развитие теория техники, сформировалось глубокое представление об обороне – атаке, понимание поддержания физической формы, а сам он приобрел огромную популярность в народных массах. В это время максимально возрастает число последователей стиля, максимальными становятся его сфера охвата, степень влияния, в теории и практике тренировочного процесса формируется система техники со специфическими региональными особенностями Юнчунь. Благодаря преобладающему представительству выходцев из Юнчуня, стиль был назван школой «белого журавля Юнчунь».

   Распространившись до Фучжоу, «белый журавль» Юнчунь обрел пять оригинальных разновидностей, а именно «вольный журавль», «летящий журавль», «журавль – кликун», «сонный журавль», «журавль – охотник», каждый со своей системой движений, работой рук и техникой, вошедший в обиход под общим именем «фучжоуский журавль». В последствие, дойдя до провинции Гуандун, он уже стал известен как стиль Юнчунь в «местной интерпретации». Поэтому все его последователи считали Фан Цинян родоначальницей стиля.

   В 1877г. в Фуцзянь для изучения «белого журавля» с Окинавы прибыл Хигаонна Канрё. По возвращении в Японию он объединил «белого журавля» с окинавским «тэ», заимствовав из концепции «единства мягкого и жесткого, гибкого реагирования на изменение ситуации» ключевые понятия «мягкого» и «жесткого», положив начало известным в Японии и во всем мире стилям «годзю-рю» и «сито-рю».

   «Белый журавль» Юнчунь основан по форме на позах журавля, каждая из которых со своим набором боевых приемов, движения четко подразделяются по принципу «покой и движение», существуют движения «мнимые» и «настоящие», применяются чередование темпа, переходы между верхним и нижним этажами, придается значение переливу и циркуляции энергии «ци» по каналам и сосудам организма, существует представление о «кажущейся жесткости» и «кажущейся мягкости», имеется механизм мобилизации сил за счет пластики движений, существуют разнообразные связки и комбинации, здесь гармонично дополняют друг друга легкость и ловкость, форма и внутреннее состояние.

   В «белом журавле» одним из фундаментальных является представление о единстве энергии внутренней и внешней, отсюда важность мыслительного контроля за «даньтянь». Существует техника мысленного стимулирования «ци», активизация мысленной энергии «и» порождает «ци», которая в свою очередь дает силу. «Ци» подстегивает силу, а голос помогает силе, «выплеск «ци» через гортань дает мощь. Среди других базовых представлений следует отметить потенциал атакующего действия в оборонительном движении, равноценность атаки и обороны; плавность движения руки и жесткая завершающая фиксация, разгон движения от начальной стадии к завершающей; техника дыхания с глубоким и неглубоким контролем «ци», единство жесткости и мягкости, мобилизация всех органов чувств. Все движения четко структурированы, всегда ясно прослеживается взаимосвязь защиты – атаки, серии комбинаций хорошо делятся на составные элементы и отличаются многообразием, работа ног отличается быстрыми, гибкими движениями, тонко варьируется силовой акцент.