Какие проблемы современного ребенка помогает решить школа боевых искусств?
В настоящее время городские дети из обычных школ зачастую не имеют условий для формирования активной жизненной позиции и возможности получить ряд знаний и навыков, необходимых для дальнейшей полноценной и счастливой жизни. Цивилизация избавляет детей от ежедневного физического труда, развития сообразительности и силы воли через решение практических жизненных задач. Общение современных детей чаще всего поверхностно и не касается совместной деятельности, поэтому не развиваются навыки взаимодействия в коллективе. Долгий период теоретического обучения приводит к более позднему появлению ответственности за свою жизнь (у некоторых она вообще не появляется). Компенсировать недостатки школьного образования можно только с помощью качественно иной деятельности, в которой будет заложена непосредственная передача позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций, развитие качеств мышления, самоконтроля и физических качеств. Именно с такой целью стоит отдавать ребенка в школу традиционных боевых искусств. От традиционных направлений не стоит ожидать, что через полгода занятий ребенок побьет всех школьных хулиганов или принесет медаль с городских соревнований (для этого есть секции чисто спортивного характера, в которых с самого начала идет узконаправленная работа по развитию конкретных спортивных и боевых навыков). В традиционных боевых искусствах используется комплексный подход к развитию ученика. Прежде чем стать бойцом, он должен стать нравственно, психологически и физически здоровым человеком. Многие традиционные направления происходят из семейных школ боевых искусств, а это значит, что учитель фактически должен растить ученика как своего ребенка, развивать и корректировать его личностные и физические качества, и только потом на эту базу должны быть установлены непосредственно боевые методики. На практике это выражается в том, что первые несколько лет тренировок в традиционных школах посвящаются так называемой «базовой технике». Базовая техника – это упражнения, которые выстраивают правильную осанку, укрепляют мышцы и формируют правильные двигательные привычки для того, чтобы впоследствии быстрые и резкие движения боевой техники не приносили вреда самому ученику. Если говорить о ребенке, первые два – три года занятий в традиционной школе он скорее всего будет осваивать базовую технику выбранного стиля, в сочетании с общей физической подготовкой и подвижными играми. В это время он должен освоить этикет боевых искусств, научиться четко выполнять задания преподавателя и уважительно относиться к товарищам по группе. Работа в парах будет занимать небольшую часть тренировки и проводиться в форме показа изученных элементов на неподвижном или движущемся строго по заданию партнере. В первые два – три года обучения в традиционных школах ученики не допускаются к свободному поединку. Этот период считается начальным этапом обучения, его сравнивают с закладкой фундамента будущего здания. Освоение целостной системы традиционного единоборства занимает, в зависимости от стиля, в среднем от 8 до 10 лет. За это время изучается и закрепляется полный набор базовой техники, выучиваются комплексы, ставятся навыки парной работы и свободного поединка. Так стоит ли водить ребенка на занятия, если вы не уверены, что он будет заниматься так долго? Несомненно, стоит. Уже первый год занятий дает ребенку ряд качественных изменений в его физическом и психологическом состоянии.
Происходит значительное улучшение основных физических качеств: скорости, силы, выносливости, координации, гибкости, а также повышение работоспособности и улучшение иммунитета.
Выстраивается правильная осанка, развивается координация и навыки ориентирования в пространстве, в связи с чем существенно снижается частота бытовых травм.
Развивается способность к произвольному сосредоточению и переключению внимания, ребенку становится легче вовремя сесть за уроки, убраться в комнате, собраться на прогулку.
Нахождение в коллективе с выстроенной дисциплиной, иерархией и правилами поведения формирует навыки вежливого общения, уважительного отношения к окружающим. Как следствие, снижается частота конфликтов в семье и со сверстниками в школе.
Формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, ребенок который прозанимался год – два в школе боевых искусств в дальнейшем с меньшей вероятностью приобретет вредные привычки (конечно, если курение, алкоголь и т.п. не считаются нормой в его семье).
Всего этого можно добиться и другими способами, но тогда каждым вопросом придется заниматься отдельно. Преимущество школы традиционных единоборств именно в комплексном подходе к развитию ученика, который происходит из целостного взгляда на мир и человека, характерного для восточных культур. Даже если обстоятельства сложатся таким образом, что ребенок освоит только небольшую часть программы обучения и не доберется собственно до боевого раздела, обучение в школе единоборств внесет значительный вклад в формирование его личности и укрепление здоровья.
Рогова Яна Евгеньевна, детский инструктор школы кунфу Центра “Дамо”.