Russian

  English

Калари-паятту – искусство воина


(Статья Миловой Татьяны, журнал "Адеш" №1, 2009)

                Ещё в глубокой древности все население земли было разделено на четыре класса, каждый из которых имел свое название и предназначение. К высшему классу принадлежали брахманы, они были жрецами, за ними следовали кшатрии - цари и воины, далее шли вайшью – земледельцы и торговцы, и наконец, шудры – слуги, наемные рабочие. Искусство калари-паятту связано с кастой кшатриев. Много лет назад каждый представитель этого слоя населения обязательно погружался в данную традицию, а это значит, что в те далекие времена одна четверть всех людей практиковала калари-паятту. В чем же секрет этой древней системы? И можем ли мы сейчас, используя это знание, стать «царями своей жизни» и «воинами духа», может ли человек осознать все аспекты своей жизни: материальные и духовные, при помощи него?
Традиция калари-паятту существовала со времен сатья-юги. В то время она называлась данда-нити, ее создателем был Брахма. «Данда-нити» в переводе с санскрита означает «справедливое правление», это знания, с помощью которых царь управлял государством. Так, знание калари-паятту, подобно царскому жезлу, использовалось в управлении государством. Поскольку под государством может пониматься не только социальный строй, но и наше тело, семья, сфера деятельности и т.д., то в этом случае мы вполне можем считаться «царями» собственной жизни.
                С наступлением трета-юги знание калари-паятту было утеряно. Но Бог Шива вновь поведал его людям и назвал каушика-нити (мудрое правление).
                В двапара-югу Парашурама (инкарнация Бога Вишну) получил знание калари-паятту от Шивы и назвал его «дханур-видья» (или «дханурведа»), что в переводе с санскрита означает «знание о луке». Слово «дханурвидья» состоит из двух слов: «дханур» - лук (в значении «оружие») и «видья» - знание (в значении «высшее знание»); вместе это означает, что калари-паятту включает в себя физическую практику, позволяющую овладеть оружием, а также духовную практику, позволяющую овладеть Высшим Знанием.
В кали-югу появилось другое название, которое мы и употребляем сейчас - калари-паятту – это название на языке малаялам (один из дравидских языков, распространен в южно-индийском штате Керала). Слово «калари» в переводе означает – «священное место», «поле боя», «пространство», где традиционно проходят занятия калари-паятту. Священно оно потому, что является храмом боевых искусств. Слово «паятту» переводится как «учиться владеть оружием», «упражнение в фехтовании», «ловкий прием». Таким образом, калари-паятту в целом можно перевести как «бой в священном месте», что указывает на практику боевых искусств в специально созданном для этого храме.
                Когда Индия стала британской колонией, большинство школ калари-паятту были закрыты. Учителя калари скрывались в горах и джунглях от англичан, которые убивали всех, имеющих в руках оружие, но, несмотря на это, искусство калари-паятту сохранилось, хоть и с большим трудом.
                В настоящее время существует несколько школ, в которых эта традиция представлена в своем изначальном виде. Одной из таких школ является школа Ашана Саджана Гуруккала, которая называется «Арджуна калари-сангхам». Это название школе было дано учителем Ашана Саджана Гуруккала – Ашаном Шри Шри Шрипати Гуруккалом. Значение слова «ашан» на малаялам то же, что и значение санскритского слова «натха», т.е. господин, покровитель, защитник. Традиционно, учителя калари-паятту называли Ашан Гуруккал, что означает «гуру очень высокого уровня».
По традиции система калари-паятту состоит из четырех взаимосвязанных частей: боевого искусства, астрологии (джйотиш), аюрведы (наука о здоровье) и духовной практики.
                Раньше это знание использовалось кшатриями в реальной войне, которая возникала в моменты появления конфликтов. Конфликты существуют по сей день, большинство людей конфликтуют между собой по разным причинам, на работе, в семье, конфликт возникает из-за неприятия того или иного аспекта жизни, ввиду расхождений между желаемым и действительным. Мы все чего-то желаем и стремимся это получить, находимся в постоянной борьбе. Кто-то стремится обрести хорошее здоровье, кто-то хочет разрушить связи с прошлым и осознать последствия прошлых действий и т.п. Практикуя калари-паятту в течение некоторого времени, человек понимает, что он никогда не проигрывает и не выигрывает, потому что находится над всеми победами и поражениями. Жизнь – это искусство, как, впрочем, и война. Чтобы стать мастером какого-либо искусства, его нужно прожить на своем опыте.
Тренировки калари-паятту направлены на открытие в себе шакти (могущественной энергии), ведь без ее открытия воину нечем биться. Если человек не наполнен ничем, кроме мышечной массы, то ему не хватит сил удержать саблю даже какое-то время, не говоря о владении оружием в течение многих часов, как это делали древние воины.
Тренировки калари-паятту являются одновременно и медитацией. Ученик  приходит в калари, чтобы в конечном итоге стать единым с той шакти, которая постоянно его окружает, впустить внутрь себя могущественную силу, которая пронизывает все вокруг и не отлична от высшей Шакти (изначальной энергии).
Храм калари как заведено, строится по канонам с ваасту (древняя индийская наука, описывающая устройство жилой среды в полной гармонии с природными законами). Согласно ваасту каждая сторона света имеет свое значение. В храме калари в юго-западном углу находится алтарь, представляющий собой пирамиду из девяти ступеней округлой формы. Это направление света выбрано не случайно, оно дает защиту учителям и ученикам калари. Девять ступеней алтаря символизируют девять форм Шакти – изначальной космической энергии, девять Богинь. В калари они изображаются в ужасной форме с черепами на шее и со множеством рук, в каждой из которых – оружие.
Калари-паятту – духовное знание. Оно связано с почитанием Шакти, поэтому высшим знанием в этой традиции является Шри Видья. Это знание секретно и раскрывается только посвященным.
Каждый день в четыре часа утра учитель и его старшие ученики открывают храм калари, совершают в нем определенные ритуалы, чистят оружие и украшают алтарь цветами. После этого приходят другие ученики, и начинается тренировка, продолжительность которой от двух до четырех часов, тренировка проходит также и вечером. Ежедневные тренировки воспитывают в учениках героический дух, помогают им проявляться в мире, то есть учат принимать верные решения и совершать верные действия.
Первая задача в калари – это работа с телом, она включает в себя четыре вида упражнений: «кай садхакам» (упражнения для рук), «каль садхакам» (упражнения для ног), «пакар чакаль садхакам» (прыжки, основанные на силе дыхания), «мэй садхакам» (упражнения для тела). «Мэй садхакам» в свою очередь включает в себя «мэй адау» и «чоду». Слово «садхакам» обозначает «ежедневную практику». Эти упражнения выполняются вместе с пранаямой (определенная техника дыхания, которая используется в калари), что способствует выводу токсинов из тела за счет очищения энергетических каналов. «Мэй адау» - это комплексы динамической йоги, составленные на основе движений восьми животных: слона, лошади, тигра, дикого кабана, льва, буйвола, боевого петуха и кобры. Эти комплексы содержат в себе элементы боевой йоги и динамической медитации. «Мэй адау» используется для того, чтобы открыть внутри себя энергии шакти. Вторая часть системы «мэй садхакам» называется «чоду» и представляет собой бой с воображаемым противником или «бой с тенью», что также используется в карате и в других боевых искусствах. Это комплексы упражнений, состоящие из различных комбинаций изученных движений и боевых приемов. «Мэй адау» и «чоду» являются основой калари-паятту. Первые три года тренировок практикуются только эти комплексы.
Неотъемлемой частью каждой тренировки является «намаскар», о котором немного упоминалось выше, динамический комплекс йогических упражнений, который выполняется на протяжении всего обучения. Это ритуал приветствия Богов, учителей и всех энергий калари. Комплекс «намаскар» выполняется в начале и в завершении каждой тренировки. На начальном этапе тренировок он состоит всего из нескольких простых движений. Опытные ученики практикуют более сложные варианты «намаскара».
На первом этапе занятий калари-паятту человек постигает возможности своего физического тела. Учитель смотрит гороскоп ученика и дает ему практики, исходя из точного времени его рождения. Учителем также может быть назначена специальная аюрведическая программа для коррекции здоровья и проработки тела. По обычаю каждый ученик ежегодно проходит курс аюрведического масляного массажа, секреты которого известны только мастерам калари-паятту.
Подготовив тело с помощью динамических комплексов, ученик вводится в работу с деревянным оружием. На этом этапе занятий важна точность и быстрота выполнения движений. Высшее мастерство в работе с деревянным оружием достигается тогда, когда удары наносятся по мармам (уязвимая точка, смертельное место) - «точкам жизни и смерти». Их расположение на теле человека ученик изучает после долгих лет тренировок и практики аюрведы. Одним ударом по такой точке можно убить человека, а так как воин калари на этом уровне обучения является еще и врачом, постигшим секретами аюрведы, он так же может оказать неотложную помощь, воздействуя на эти точки. Это секретное знание калари, которое доступно очень немногим.
Когда в глазах ученика появляется сила, когда он становится осознанным и перестает нервничать, учитель посвящает его в работу с металлическим оружием (до этого момента он работает только с деревянным оружием). В калари-паятту обучают работе с саблей, щитом, мечом, двуручным мечом, топором, копьем, палицей, серпом, ножом, чурикой и гибким мечом. Прежде, чем начать заниматься с любым видом оружия, ученик совершает ему «намаскар» (приветствие); он кладет оружие перед собой и выполняет динамической комплекс упражнений с пранаямой и медитацией. По окончании тренировки с данным оружием, ученик повторяет этот комплекс, как бы прощаясь с ним и выражая ему благодарность.
  Появление традиционной школы калари-паятту в России связано с учителем Ашаном Саджаном Гуруккалом, который обучает этому искусству на протяжении последних 35 -ти лет своей жизни. В 1985 году Ашан Саджан создал собственную школу калари в Кочине (один из городов штата Керала) и начал обучать воинскому искусству местное население. Распространить это знание за пределами Индии Ашана Саджана побудил его учитель по калари-паятту - Шри Шри Шрипати Гуруккал, который однажды пришел к Ашану и сказал: «Как только твое калари разрушится, ты уедешь жить на Запад». Будучи астрологом, как все традиционные учителя калари, он рассчитал это событие по звездам. Это предсказание было сделано в 1995 году, и примерно через год у Ашана в храме калари сломалась балка на потолке, он расценил это как «знак» и поехал в Россию. Приехав в Санкт-Петербург в 1996 году он начал обучать людей боевому аспекту, аюрведе и философии калари. Через три года Ашан Гуруккал вернулся в Индию.
    Калари учит тому, что: «Воин – это не тот, кто может достать из ножен меч и, не задумываясь, отрубить голову. Воин – тот, кто может держать удар жизни и создавать условия, в которых способен защищать тех, кому нужна защита. Воин – тот, кто готов принять решение за себя и других и нести ответственность за это решение. Воин – тот, кто может быть сильным в любой ситуации. Воин - это состояние глубокой внутренней свободы».
    В наше время у человека нет необходимости воевать и убивать кого-то, но, несмотря на это многие люди испытывают постоянный страх, боятся за детей, за родителей, боятся что-то потерять или не найти, боятся не заработать достаточно денег, заболеть или умереть. Изучение калари-паятту направлено на то, чтобы победить в себе страх и проявить себя максимально широко в этом мире.


«