Russian

  English

«Белое золото» - искусство мастерства

Самой легкой, прозрачной и необыкновенно изящной тайной, покорившей, сердца европейцев, является загадка китайского фарфора. Невозможно оставаться равнодушным не только при созерцании  форм и многообразия фарфоровой утвари, но также и рисунков, изображенных на ней.

Необыкновенного искусства достигли художники, занимающиеся росписью по фарфору. Замечательные мастера писали розы, пионы, лотосы, хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы, стебли бамбука. Их краскам свойственны прочность и чистота.

История фарфора насчитывает более трех тысяч лет, и за это время китайскими мастерами найдено невероятное количество всевозможных решений, позволяющих разнообразить, обогатить, довести до совершенства  изделия из фарфора.

Проведенные раскопки позволили восстановить целые этапы в истории китайского фарфора. Так при Династии Сун (960-1279) форма фарфоровых изделий отличалась простотой и спокойствием. В их художественном оформлении использовались шпатовые глазури, дающие приглушенную окраску и богатство нежнейших оттенков пурпурного, голубого, зеленоватого.

В эпоху Мин (14-17 века) широкое распространение получил способ украшения фарфора подглазурным кобальтом. Поэтому ранние минские изделия имели серо-голубой оттенок, а затем, примерно в 15 веке, начинает применяться и красная краска естественного происхождения. Для этой эпохи было характерно изобретение новых видов цветной глазури и эмалевых красок. Также для изделий Династии Мин характерны тонкие стенки и легкие пропорции. Через тончайшие, почти прозрачные стенки, просвечивается солнце, а легкий рельефный рисунок прибавляет изящества.

В эпоху Цин (17-20век) продолжалось производство всех ранее существующих видов фарфора. Самым ярким периодом в развитии фарфора этой эпохи считается 18 век, когда по всему Китаю работали сотни мастеров.

Появление фарфора не было случайным. Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек, однако, они были тяжелы в обращении и очень дорогими. Это обстоятельство и способствовало поиску китайскими гончарами нового материала, который мог бы превзойти нефрит своими качествами, оказаться доступнее и легче в обработке. Им стал фарфор.

В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси в восточной части Китая. Основная тайна производства «белого золота», как называли фарфор европейцы, состояла в наличие в смеси определенного вида белой глины – каолина. Под воздействием высокой температуры в момент обжига, она меняла свои свойства, становясь прозрачной и водонепроницаемой.

Необходимо также отметить, что печи, предназначенные для создания фарфора, должны иметь возможность поддерживать температуру около 1300 градусов Цельсия. Однако, несмотря на всю сложность производства, уже при Династии Сун изготовлением фарфора занимались сотни тысяч людей, а одна из печей этого периода, найденная археологами, могла вместить за один обжиг 25000 изделий из фарфора.

Китайцы тщательно хранили секрет изготовления фарфора. Поэтому в Европу он попал довольно поздно – в 1508 году, его привезли португальские купцы. Поскольку европейцы не знали основного состава фарфорового сырья, они придумывали всевозможные смеси, пытаясь наладить производство собственных фарфоровых изделий, но все результаты были напрасны.

Первым в Европе, кто раскрыл секрет фарфора, был молодой саксонский химик Иоганн Бетгер. Как рассказывает легенда, ученому помог случай. Во время посещения местного цирюльника его осенило, что пудра для парика – чистейший каолин. В результате своего открытия Бетгер сделал и представил королю несколько фарфоровых чашечек.

Так в 1710 году в Саксонии начал работать первый в Европе фарфоровый завод, владельцем которого был король Август Сильный. Боясь, что у него могут украсть секрет «белого золота», он перевел завод в замок, а самого Бетгера и его мастеров охраняли тайные агенты короля. Особо охранялась мастерская, где составлялась фарфоровая масса, при этом обжигальщики не знали, как формуются изделия, а формовщики никогда не видели их обжига.

Однажды королю донесли, что Бетгер хочет покинуть Саксонию и переехать в Пруссию, в результате чего создателя фарфора бросили в тюрьму, где он в неволе умер. Но помощникам Бетгера все же удалось бежать из королевского плена, и в 1717 году они наладили производство фарфора в Вене.

В России китайский фарфор был известен давно, но тоже считался редкостью. Русскую фарфоровую массу получили почти в одно и то же время ученый Д.И.Виноградов, сверстник и друг юности М.В.Ломоносова, - в Петербурге, и керамист И. Гребенщиков – в Москве, на фаянсовой фабрике своего отца, купца Афанасия Гребенщикова.

Однако, несмотря на то, что создание фарфоровых изделий широко распространено и его производство достаточно хорошо налажено, китайский фарфор несет в себе истоки совершенства, глубины и философии его мастеров, открывших путь в необъятные просторы человеческого творчества.

В 2007 году в связи с Годом Китая в России в Государственной Третьяковской галерее была создана выставка «Белое золото». Классика и современность китайского фарфора. На сайте Третьяковской галереи предложены для просмотра фотографии.   


Фигура мужчины, ведущего лошадь
Сун. XI век

Фляги с крышками в форме тыквы-горлянки, с изображением бутонов лотоса
Мин. XVI век



Блюдо с изображением драконов и фениксов
Цин. XVIII век

Ваза вытянутой грушевидной формы кроваво-красного цвета
Цин. XVIII век


Ваза в форме тыквы-горлянки, с изображением распустившегося лотоса на золотом фоне
Цин. XVIII век

Ваза с изображением пары рыб
Цин. XVIII век

Тарелка с изображением множества цветов
Цин. XIX век

Настенное украшение в форме тыквы-горлянки с орнаментом на желтом фоне и с изображением иероглифов «удача» в резервах

Ваза с изображением цветов и птиц
Современная работа. Автор Фань Миньци

Ваза с изображением цветов белой сливы на красном фоне
Современная работа. Автор Фань Миньци

Кашпо с изображением лотосов на зеленом фоне
Современная работа

Ваза «Гармония»
Современная работа. Автор Чжоу Мин

 

Куприна Ольга