Статьи
Отчет по результатам социологического исследования ценностных ориентаций воспитанников Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря. 31/03/2005![]() КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ 660062, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, тел. 8(3912)44-36-41 Труфанов Д.О. §1. Ценностные ориентации личности как регулятор социального поведения человека. Каждый живущий человек обладает индивидуальным, присущим только ему набором ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важнейшим регулятором поведения человека в обществе, определяют его отношение к себе, к окружающим людям, к миру. В основе ценностных ориентаций лежат человеческие потребности. Каждый человек обладает индивидуальным набором потребностей. Они являются исходными побудителями активности, деятельности, поведения человека. Потребность - это состояние рассогласования между наличным и необходимым для человека. Иными словами, это несоответствие между тем, что человек хочет, в чем испытывает нужду и тем, что есть в действительности. Такое состояние побуждает человека к действиям по устранению данного противоречия, он начинает искать в окружающей действительности предмет, который мог бы удовлетворить его потребность, разрешить противоречивую ситуацию. Таким предметом может быть все что угодно: например, еда, если человек голоден (естественная потребность в пище) или одобрение коллектива, если человек испытывает потребность в признании, самоутверждении в обществе и т.д. Любой предмет, процесс или явление, который может удовлетворить потребность человека является ценностью для него. Таким образом, ценностные ориентации можно представить как ориентации человека на определенные ценности в зависимости от характера переживаемых им потребностей. Ориентируясь на определенные ценности, человек выстраивает свое поведение в зависимости от характера этих ценностей. Так, если человек испытывает сильную потребность в материальном, финансовом благополучии (ценность), он будет стремиться действовать так, чтобы добиться такого благополучия. Наряду с ориентацией на материальные объекты окружающего мира (такие как еда, одежда, финансы, жилье и т.д.), человек ориентирован также на так называемые эмоциональные ценности. В данном случае ценностями для человека являются определенные состояния переживания его отношений с миром. Так, например, радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что их станет больше, свидетельствует о наличии у человека потребности в приобретении вещей (вспомните любовь некоторых представительниц прекрасного пола к походам по магазинам). При этом ценностью является не столько сама приобретаемая вещь, сколько то эмоциональное состояние, которое человек испытывает при ее поиске и покупке. Такие ориентации на комплексы эмоциональных ценностей лежат в основе так называемой эмоциональной направленности личности. В зависимости от характера эмоциональных ценностей, на которые ориентирован человек, его общая эмоциональная направленность имеет те или иные особенности. Ориентации человека на эмоциональные ценности являются проникающими. Это значит, что ориентация одного и того же вида может проявлять себя в различных ситуациях деятельности человека. Так, например, потребность в опасности, риске (ценность - боевое возбуждение, подъем, чувство риска, упоение ими, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности) может проявляться у человека как в спортивном зале, так и в различных ситуациях его деятельности - в производственных отношениях, отношениях с друзьями, коллегами, на вечеринках и т.д. Поэтому именно данные ориентации мы и сделали предметом нашего исследования, как играющие ключевую роль в регуляции социального поведения человека (ведь эмоциональный процесс сопровождает любой акт отношения человека с миром). Потребности и ценности человека изменяются в процессе его жизни и деятельности. Одни потребности полностью или частично удовлетворяются, становятся менее важными для человека, другие потребности, напротив, становятся актуальными, ориентируя человека на новые ценности. Учеными установлено, что ценностные ориентации и, следовательно, поведение человека меняются в процессе его целенаправленной деятельности. Характер этих изменений зависит от особенностей деятельности, в которой участвует человек. Таким образом, ценностные ориентации личности, являясь важнейшим регулятором поведения человека, во многом зависят от характера деятельности, в которую включен человек и изменяются в процессе его жизни. §2. Особенности эмоциональной направленности личности учеников, занимающихся в Центре изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря г.Москва Боевые искусства монастыря Шаолинь, как вид традиционных единоборств, являются специфической деятельностью, участвуя в которой человек изменяется совершенно определенным образом. В анкете «Эмоциональная направленность личности», которую заполнили люди, занимающиеся в Центре изучения боевых искусств монастыря Шаолинь, содержится перечень эмоциональных ценностей, свидетельствующих о наличии или отсутствии у них соответствующих потребностей. Ниже приведены таблицы индексов шкал, соответствующих эмоциональным ценностям, представленным в анкете. Индекс – это показатель степени выраженности признака для каждой шкалы (под шкалой понимаются значения в диапазоне от -3 до 3 для каждого переживания, представленного в анкете). С помощью математических методов (факторный, кластерный анализ) нами установлено, что эмоциональные ценности, представленные в анкете образуют несколько комплексов переживаний. Эти комплексы условно названы следующим образом: созидание, властвование, конформизм, игра, потребление. Диапазон значений индекса – от -3 до3. Чем большее значение имеет индекс (чем более его значение близко к 3), тем более выражена соответствующая ценностная ориентация (и, следовательно, потребность). Наоборот, чем ближе значение индекса к -3, тем меньшую важность имеет данная потребность (а значит и ориентация на соответствующую ценность) для респондентов. В таблице для сравнения также представлены средние значения индексов шкал для всех видов традиционных единоборств, представители которых приняли участие в исследовании. Таблица №1. Комплекс эмоциональных ценностей «созидание».
Таблица №2. Комплекс эмоциональных ценностей «властвование».
Таблица №3. Комплекс эмоциональных ценностей «потребление».
Таблица №4. Комплекс эмоциональных ценностей «конформизм».
Таблица №5. Комплекс эмоциональных ценностей «игра».
Таблица №6. Эмоциональные ценности, не вошедшие в комплексы.
Из приведенных таблиц видно, что у представителей Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря присутствует ярко выраженная ориентация на комплекс эмоциональных потребностей «созидание» (таблица 1). Основой данного комплекса являются потребности в содействии, в помощи окружающим, в смысле жизни, эстетические потребности, потребности в любви, в деятельности, в общении, в знаниях. Значения индексов шкал, для соответствующих этим потребностям эмоциональных ценностей в среднем превышает 2,5 (значение стремится к 3 – очень высокий показатель). Из таблицы 1 также видно, что значения индексов шкал по Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря (далее – Центр) во всех случаях превышают значения индексов по всем традиционным школам в совокупности. Это свидетельствует о том, что степень выраженности ориентаций на ценности данного комплекса для представителей Центра превышает средние значения выраженности для всей совокупности представителей традиционных школ, принявших участие в исследовании. В таблице 2 представлены значения индексов шкал, соответствующих комплексу эмоциональных ценностей «властвование». Основу данного комплекса составляют потребности в превосходстве, в контроле над окружающими, потребности во власти, в доминировании, в свободе, самостоятельности, в престиже, славе, эгоистические потребности. Из таблицы 2 видно, что у представителей Центра существуют различные по знаку и степени выраженности ориентации на эмоциональные ценности комплекса «властвование». Так, у респондентов ярко выражены потребности в престиже, славе, в свободе, самостоятельности и гораздо меньшее значение имеют потребности в доминировании и эгоистические потребности. Резко отрицательные значения имеют индексы шкал, указывающих на потребности во власти, в контроле и в превосходстве над окружающими, что свидетельствует о том, что для респондентов соответствующие им эмоциональные состояния не являются ценностями. Таблица 2 также показывает, что ориентации на эмоциональные ценности комплекса властвование для представителей Центра имеют меньшую выраженность относительно средних значений по всей совокупности традиционных школ. Исключение составляет потребность в престиже и славе, выраженность которой несколько превышает среднее значение. Это свидетельствует о том, что эмоциональные переживания, составляющие комплекс властвование для занимающихся в Центре изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря представляют меньшую, по сравнению со всей совокупностью традиционных школ, ценность. В таблице 3 представлено соотношение индексов шкал, соответствующих потребностям комплекса «потребление». Данный комплекс составляют потребности в комфорте, в приобретении вещей. Как видно из таблицы, у представителей Центра присутствуют ориентации на указанные потребности. Данные ориентации имеют среднюю выраженность (индексы имеют среднее значение 1,5). В таблице 4 представлены индексы шкал, соответствующих потребностям комплекса «конформизм». В основе данного комплекса – потребности в покровителе, в стабильности, определенности, в отрицательных эмоциях, конформистские потребности. Таблица свидетельствует, что людям, занимающимся в Центре, как и для всех представителей традиционных школ, ориентации на ценности комплекса «конформизм» не свойственны. Однако, степень отрицательной выраженности указанных выше потребностей неодинакова. Так, максимальные значения в рамках данного комплекса имеют потребность в стабильности, определенности, связанная с отсутствием необходимости узнавать что-то новое (самое большое значение индекса), в отрицательных эмоциях и потребность в покровителе. Меньшее значение отрицательных индексов наблюдается в отношении конформистской потребности, что свидетельствует о том, что к ценности, соответствующей конформистской потребности респонденты относятся в большей степени безразлично. Наряду с ориентациями на описанные выше ценности, у представителей Центра присутствуют устойчивые ориентации на эмоциональные ценности комплекса игра (таблица 5). В основе данного комплекса лежат потребности в романтике, а также в опасности, риске. Обращает на себя внимание несколько меньшая выраженность у представителей Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря потребности в опасности и риске, по сравнению с аналогичным значением по всей совокупности занимающихся в традиционных школах. Также из таблицы видно, что значение индекса, соответствующего потребности в романтике для представителей Центра значительно превышает среднее значение. Наконец, таблица 6 показывает, в структуре потребностей практиков, занимающихся в Центре, присутствуют и являются актуальными потребности в безопасности и, в меньшей степени, потребность в расточительстве. Обращает на себя внимание актуальность для занимающихся в Центре потребности в безопасности (значения индексов соответствующих шкал значительно превышают средние). Для детализации картины, ниже представлена процентная таблица распределения выборов воспитанников Центра относительно представленных в анкете потребностей. В столбцах представлены потребности, соответствующие эмоциональным ценностям, содержавшимся в анкете, а также варианты значений, в рамках которых респонденты осуществляли выбор. Напомню, что значения имеют следующий смысл: -3 – очень не нравится, -2 – не нравится, -1 – несколько не нравится, 0 – безразлично, 1 – немного нравится, 2 – нравится, 3 – очень нравится. Итак, чем больше человеку нравится испытывать то или иное переживание, тем более развита у него соответствующая потребность. Значения в таблице указаны в процентах. Таблица №7. Процентное распределение выборов воспитанников Центра
Нами выявлены также особенности взглядов на будущее людей, занимающихся в Центре изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря (во втором блоке анкеты респондентам предлагалось представить себя через 10 лет). Ниже в процентном соотношении представлены выборы, сделанные респондентами относительно предложенных ценностей (таблица 8). Таблица №8. Процентное распределение выборов воспитанников Центра
Из таблицы 8 видно, что у занимающихся в Центре, существуют устойчивые ориентации на большинство ценностей, представленных в таблице. Более 50% респондентов считают их обязательными для себя. Исключение составляют такие ценности, как престиж, восхищение окружающих и руководящая должность. Такое положение вещей еще раз подчеркивает, что для людей, занимающихся в Центре, на первом месте стоят ценности комплекса созидание, в основе которых потребности в самосовершенствовании, альтруистические потребности, ценности семьи, творчества. Ценности комплекса властвование как таковые принимаются значительно меньшим количеством респондентов (потребности в престиже, славе, руководящая должность). Таким образом, на основании полученных данных, представленных в §2, мы имеем возможность составить «социальный портрет» занимающихся в Центре изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря. §3. «Социальный портрет» воспитанников Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря. Ведущими ценностями для занимающихся в Центре являются радость, хорошее настроение от общения с хорошими людьми, когда видишь взаимопонимание, дружбу (I=2,880), чувство удовлетворения, когда видишь перед собой большую цель и понимаешь, что живешь не напрасно (2,806). В структуре потребностей респондентов доминируют потребности в общении и смысле жизни. У воспитанников Центра не выявлены в качестве доминирующих агрессия, свойственная контактно-спортивным видам единоборств, ожесточенное отношение к окружающим и к миру, которое способна сформировать сегодняшняя российская действительность. Напротив, они ориентированы на ценности любви, деятельности, получения знаний, эстетические переживания. Характерной чертой воспитанников Центра также является высокая степень актуальности альтруистических потребностей. Респонденты стремятся испытывать чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих людей, а также чувство радости, когда окружающим Вас людям удается сделать что-то лучше, чем им. Потребности в доминировании, в превосходстве над окружающими, имеют слабую выраженность. Респонденты не стремятся доказывать во взаимодействиях с окружающими свое превосходство, используя для этого ситуацию, когда могут выполнить какое-либо дело лучше других. Для воспитанников Центра не является ценностью возможность осуществления власти и контроля над окружающими. При стремлении к достижению своих личных целей они, в большинстве ситуаций, склонны заботиться об интересах окружающих - стремятся сделать так, чтобы реализация их цели не противоречила стремлениям окружающих, не ущемляла их интересов. Наряду с этим, у респондентов выражено стремление к престижу, славе: многие испытывают радость и гордость, когда находятся в центре внимания, когда ими искренне восхищаются. У воспитанников Центра присутствует потребность в приобретении вещей: 50% респондентов испытывают радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования. Однако лишь у 7% из их числа данная ориентация выражена максимально. Большинство респондентов в той или иной мере стремятся к веселью, беззаботности, хорошему физическому самочувствию, наслаждению вкусной едой, отдыхом, безмятежной жизнью. Ценности комплекса конформизм большинству воспитанников безразличны или оцениваются ими негативно. Так, у подавляющего числа респондентов отсутствуют потребности в отрицательных эмоциях и потребность в покровителе. Большинство респондентов стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию. Так, 77-ми процентам воспитанников не приносит удовлетворения состояние, когда все идет своим чередом и нет необходимости узнавать что-то новое. Характерной особенностью Центра является также высокая выраженность у его воспитанников романтических потребностей. Абсолютное большинство респондентов стремятся испытывать чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке. Данная потребность является также мощным мотивирующим фактором, подталкивающим людей к тому, чтобы встать в ряды занимающихся. До 61% воспитанников Центра с удовольствием испытывают боевое возбуждение, подъем, чувство риска, упоение ими, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности. Однако только 14% из них в максимальной степени ориентированы на данные переживания. Наряду с этим, для большинства респондентов весьма актуальной является потребность в безопасности. От 88 до 92 % воспитанников с разной степенью интенсивности ориентированы на чувство уверенности, спокойствия в ситуации привычной, понятной, когда заранее известна окружающая обстановка, а также приятное ощущение безопасности, уверенности, когда знают, что никто и ничто им не угрожает. 60 % воспитанников испытывают чувство удовлетворения, радость от собственной щедрости, когда можно тратить что-либо, не задумываясь о последствиях, хотя лишь 12 % - в максимальной степени. Полученные в результате исследования данные позволяют определить иерархическую структуру потребностей воспитанников Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря по степени их выраженности (схема 1):
Обозначения цветом: Таким образом, схема 1 показывает, что в структуре потребностей, определяющих ориентации на эмоциональные ценности и социальное поведение воспитанников Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря, максимальную выраженность имеют потребности комплекса созидание. Напротив, потребностями, практически не влияющими или влияющими очень слабо на социальное поведение, являются потребности комплекса конформизм, а также потребности во власти, в превосходстве и контроле над окружающими (властвование). Более подробно с теорией эмоциональной направленности личности как регулятора социального поведения Вы можете ознакомиться в следующих изданиях:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|