Центр боевых и оздоровительных практик
Шаолиня и Йоги

Статьи

Интервью с монахом из Шаолиня мастером Ши Янканом

Ши ЯнКан

Вопрос: Уважаемый Ши Сюн, цель Вашего приезда в Россию? В чём задача?
О.:
Господин Баранов подписал соглашение о сотрудничестве с Настоятелем Суньшаньского Шаолиньского Монастыря Ши Юн Сином о создании в России представительства Шаолиня - Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря. Это зарубежное отделение Шаолиньского монастыря, и я по поручению настоятеля Ши Юн Синя приехал в Россию для обучения инструкторов Центра "Единение" китайской культуре и Шаолиньскому Кунг-фу.

Вопрос: Есть ли в России подобное отделение?
О.:
Это единственный официальный центр от Шаолиньского монастыря. Из Шаолиня, посылающего своих монахов в другие страны, я - единственный приехавший в Россию. Я собираюсь вкладывать всё своё знание и прилагать максимальные усилия для обучения инструкторов Центра "Единение" Шаолиньскому Кунг-фу.

Вопрос: Какие ощущения от Москвы и москвичей?
О.: Давно слышал о Москве, знал, что здесь очень холодно. Когда приехал в Москву, то одел две куртки, но всё равно было холодно. В квартире, где я живу, очень тепло и комфортно. В отношении людей я чувствую, что они очень добрые и хорошие. В Китае я много слышал, что в России общественный порядок не на высоте и есть плохие люди. Приехав в Россию, я этого не чувствую. Особенно я ощущаю теплоту тех людей, которые меня окружают. Я очень искренне им благодарен.

Вопрос: Как Вы себя чувствуете? Всё-таки Вы уже 3 месяца в Москве, а здесь другие климатические условия, воздух, пища.
О.:
Воздух в Москве отличается от Шаолиньского, он не такой чистый. Я долго жил в Шаолине, поэтому в Москве чувствую себя немного не так. Китайская пища для меня более привычна, поэтому нелегко сразу переходить на европейскую. Но так как я уже много лет занимаюсь УШУ, то выдержу все условия. А вообще, это мелочи, на них не стоит обращать внимания. Для меня это задание, полученное от настоятеля, которое я должен пройти.

Вопрос: Какие отличия в обучении русских от китайцев?
О.:
Я обучал учеников из разных стран: Франции, Тайваня, Японии, России. Это разные культуры, поэтому есть и отличия. У всех свои ритмы жизни, разное состояние здоровья. Отличие в обучении европейских учеников от китайских в том, что у последних тренировки более тяжёлые, так как они занимаются с детства. Мои ученики в Москве уже не дети. Они занимаются всего три месяца, но результатами я доволен.

Вопрос: Каковы особенности обучения русских девушек?
О.:
Шаолиньское УШУ очень разносторонне в плане движений, прыжков и т.д. Есть упражнения, где необходима сила. Девушки, которые занимаются, замужем. Им всем больше 20 лет, есть семья, дети. Но они достигли хорошего уровня. Я как учитель должен требовать лучших результатов. Если я не буду требователен, значит, я не ответственный учитель.

Вопрос: Каким Вы видите своё будущее? Своё предназначение?
О.:
Ближайший план - это выполнить то задание, которое мне поручил настоятель Шаолиньского Монастыря. Он мне доверяет, поэтому мне предстоит выполнить это сложное задание. Своё будущее вижу в следующем: развивать УШУ, культуру Шаолиня на моей родине - городе Тсенган в провинции Хубей. Мечтаю открыть свою школу. Это мои планы, но, возможно, Будда даст другое задание. Меня приглашают в школу УШУ в Гонконг на 2-3 года, возможно, поеду и туда.

Вопрос: Ши Сюн, Ваше впечатление о Новогоднем концерте Центра "Единение"?
О.:
Впечатление очень хорошее. Честно скажу, что больше всего понравилось выступление моих российских учеников с показом комплекса УШУ. Другие номера тоже были успешными, как, например, композиция "Змея". Концерт прошёл замечательно. Все ребята умные, используемые идеи - великолепны. Хотелось бы пожелать более чёткого планирования, особенно при массовых выступлениях. Надо также повышать организованность. Было бы более красиво использовать и специальное освещение.

Вопрос: Ваши ощущения от публики, когда Вы выступали?
О.: Это выступление было особенным тем, что, во-первых, после подписания соглашения между Шаолиньским Монастырём и Центром Изучения Боевых Искусств Шаолиньского Монастыря в первый раз в Россию приехал монах, и это первый показ здесь, среди друзей и единомышленников. Во-вторых, я здесь представлял Шаолинь и ощущал огромную ответственность. Ведь люди смотрят не на меня, а на Шаолинь. В-третьих, среди зрителей был только один китаец, переводчик Ван. Такого в моей жизни ещё не было. А публика очень приветливая. Я не волновался, что что-то не получится. Всё, что происходит - так и должно быть. Это Судьба. Я собой доволен. Большое спасибо публике за поддержку. Ощущение огромного восторга… Чувства словами описать невозможно. Вообще, один человек не может передать что-то общее. А вот 20-30 человек, которые объединяются вместе, выступают очень впечатляюще. Важно не моё выступление, а выступление российских учеников. Если они будут стремиться к обучению УШУ, то через 1-2 года будут отлично подготовлены и смогут показать полную программу по УШУ, которую преподают в Шаолине.

Вопрос: Уважаемый Мастер, в России по Интернету прошла информация о том, что нынешний Шаолинь не имеет права претендовать на подлинность. Это связывают с тем, что старый Храм Шаолинь был когда-то разрушен, а новый восстановленный нигде не зарегистрирован как единственный и главный. И многие могут называть себя Шаолинем. Как вы относитесь к этой информации и что могло спровоцировать её появление?
Ответ:
Очень странная информация. И она - чисто российское изобретение. Монастырь Шаолинь во всём мире известен как единственный и подлинный. Сейчас ЮНЕСКО берёт его под свою охрану как памятник культуры. К тому же, Шаолинь официально зарегистрирован и все его права защищены. В Китае был период, когда пришедшая новая власть запретила какие-либо религии, кроме коммунизма, и тогда Шаолинь был закрыт. Но даже тогда он был единственным и неповторимым, и сейчас другого Шаолиня нет.

В: Как Вы относитесь к коллективам, показывающим у-шу в России (и других странах), а также людям, которые называют себя монахами из Шаолиня? Какова политика монастыря в отношении таких псевдомастеров?
О:
Люди из Китая, выступающие от имени Шаолиня, совершают противоправные действия. Наш монастырь начал серъёзную работу по пресечению деятельности подобных групп. О тех группах, которые я видел в России, я обязательно расскажу Настоятелю монастыря. Надеюсь, что и Вы, как представители Шаолиня в России, будете контролировать подобные проявления и их пресекать. Эти псевдоколлективы надевают на себя форму, которая в Китае продаётся на каждом шагу, выполняют комплексы у-шу, как правило, не очень качественно и хорошо, и называют себя монахами из Шаолиня, являясь обычными мирскими людьми. Вообще, такие коллективы имеют право на существование, но только как группы китайского у-шу, но не шаолиньского у-шу.

В: Как развивается деятельность монастыря в других странах, в частности, в Гонконге?
О: В Гонконге нет представительства Шаолиньского монастыря, но там преподаёт один из мастеров Шаолиня и обучает шаолиньскому кун-фу. В мае там состоятся дни шаолиньской культуры. Поскольку там будут показательные выступления моих учеников, то я сам туда поеду.

В: Расскажите об особенностях тренировки наших учеников.
О:
Ваши ребята, по сравнению с учениками из других зарубежных представительств Шаолиня, делают ни чуть не хуже, а многие даже лучше, чем они. Но если сравнить с тренировкой учеников в самом Шаолине, то если бы они занимались в таком же режиме и с такой же скоростью, как мои ученики в России, то они вряд ли даже за 10 лет освоили то, что сейчас изучают за 2 года. Я, конечно, понимаю всю Вашу занятость: много работы, семьи - но я ответственный человек, и как наставник не могу делать Вам поблажки. Я обязан требовать по максимуму и быть строгим. Надеюсь, Вы меня понимаете.

В: А как в Шаолине тренируют учеников?
О:
Когда в 90-м году я сам был учеником, то система тренировки была очень жёсткой. Утром после сигнала давалось 5 минут на то, чтобы одеться, умыться, сходить в туалет, и если хоть на секунду опаздываешь на сбор - получай плетью! Не можешь на 2-й, 3-й раз повторить движение комплекса - снова получай! И так от рассвета до заката. Был у меня случай, когда, тренируясь, я серьёзно повредил ногу, но вместо обычных 100 дней на восстановление и заживление мне дали всего неделю. С травмированной ногой я продолжал заниматься, что ухудшило состояние. Или, однажды, учитель ударил меня по кисти и раздробил кость. Я заклеил её пластырем и продолжил тренировки… Сейчас в Шаолине многое изменилось. Никто никого уже не бьёт. Объясняют, показывают много раз - столько сколько надо, пока ученик не поймёт.

В: Как сесть на шпагат, ведь это одно из самых важных условий для занятий у-шу?
О:
На любой шпагат может сесть даже пожилой человек при условии ежедневных растяжек. В Шаолине на шпагаты даётся: 1 неделя - детям; 2 недели - молодёжи и максимум 3 недели - всем остальным. И все садятся! Может быть, потому что мы занимаемся на природе по много часов в день. Вообще, если хотите быстро сесть на шпагат, нужно всё делать, находясь в том или ином положении растяжки, например, кушать или читать книгу, закинув ногу на опору на некоторой высоте ( шкаф, подоконник и т.д.), если вы будете регулярно, хотя бы в течение 10 дней так растягиваться, постепенно увеличивая нагрузку, то сами удивитесь своим результатам.

В: В чем состоит суть буддизма?
О:
Основное в буддизме - это уметь понимать людей, совершать добрые дела и учить этому других людей.

В: Существуют ли в буддизме ступени посвящения?
О:
Для монахов этого нет. Самый главный в монастыре - это настоятель, затем управляющий монастырем, а среди монахов разделения нет.

В: Во время своего визита в Москву настоятель говорил, что существуют 73 ступени посвящения в буддизме.
О:
Я об этом ничего не знаю.

В: Не знаете или об этом нельзя рассказывать?
О:
Я об этом пока ничего не знаю, т.к. я сам пока только начинаю учиться буддизму.

В: В чём состоит смысл деятельности Шаолиньского монастыря?
О:
В пропаганде буддийского учения и Шаолиньского У-шу.

В: Пропаганда буддизма ведётся через У-шу?
О:
У-шу помогает распространять буддизм, поэтому они оба важны для Шаолиня. В древности буддизм и У-шу разделялись как духовное и физическое развитие. Теперь они слились вместе.

В: Как Вы понимаете духовное развитие?
О:
Для меня духовный человек - это в первую очередь честный человек. Самое главное всегда честно относиться ко всем делам, людям и т.д. В буддизме самое важное не то, сколько Вы прочитали книг по буддизму, а то, насколько честно Вы этому следуете.

В: Как влияет духовное развитие человека на его жизнь?
О:
Духовно развитый человек может правильно выполнять задания Будды, понимать их. Духовное состояние человека очень сильно связано с тем, что происходит вокруг него, но происходящие события не должны влиять на духовность человека. Это не значит, что нужно оставаться равнодушным, просто они не уменьшают духовное развитие. Поэтому не только для монахов, но и для обычных людей очень важно сохранять спокойное сердце. Монахи в Шаолине обычно не проявляют внешне радость, печаль и т.д. По ним не видно изменений их внутреннего состояния. Когда монах учит людей У-шу или выступает, он должен проявлять человеческие чувства. В этом отношении показывать радость для монахов - это необходимость общения с людьми. Если я буду учить вас У-шу, оставаясь всегда серьёзным, то вы можете подумать, что делаете что-то не так, и я на вас сержусь. Поэтому я проявляю радость, улыбаюсь и т.д. Но в тоже время я остаюсь строгим, т.к. являюсь вашим учителем.

В: Зачем человеку нужна духовность и как духовность каждого человека влияет на окружающий мир?
О: Духовные люди влияют на окружающий мир. Если все люди будут совершать добрые дела, то и их окружающая среда будет гармоничной. Приходите на занятия в Центр изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского Монастыря